С Суперменом в кино пытались несколько раз. Неплохо вышло у Ричарда Доннера ("Омен", "Смертельное оружие") в 1978 году. Потом в 2006 году пытался Брайан Сингер. Поскольку он поставил блистательных "Обычных подозреваемых" и хорошо снял "Людей Икс" на экранизацию "Возвращение Супермена" возлагали огромную надежду и планировали, что он станет началом для новой блистательной серии. Но фильм получился настолько блеклым и скучным, что всякую работу в направлении данного комикса прекратили на несколько лет, а потом решили совсем перезагрузить франчайз по аналогии с "Бэтманом", явив миру новую историю по всем правилам современных комиксоэкранизаций.
За фильм взялась настоящая команда мечты, члены которой неоднократно доказали, что умеют работать с экранизациями и перезагрузками лучше многих других: Зак Снайдер ("Рассвет мертвецов", "300 спартанцев", "Хранители"), Кристофер Нолан ("Помни", "Бэтмен: Начало", "Престиж", "Тёмный рыцарь", "Начало"), Дэвид Гойер ("Тёмный город", "Блэйд", "Бэтмен: Начало", "Тёмный рыцарь", "Призрачный гонщик", "Телепорт"). Думаю, не нужно объяснять, что большинство киноманов ждали от "Человека из стали" не просто кино не хуже "Бэтмен: Начало", а нового слова в экранизации комиксов, которым он стал для своего времени наряду с "Городом грехов" и "300 спартанцев".
Были некоторые опасения насчёт Зака Снайдера, который любит заигрываться с визуальными эффектами, забыв про всё остальное (как было в "Запрещённом приёме"), и Дэвида Гойера, который тоже несколько раз оступался в своей сценарной карьере, но на то был отличный сдерживающий фактор в виде Кристофера Нолана (этот не даст заиграться или гнать брак), который каждым своим новым фильмом (в качестве режиссёра) доказывает, что ошибаться просто не способен, а снимает исключительно шедевры. Одним словом, все надеялись, что члены команды мечты проявят свои лучшие качества и все мы увидим продукт, в котором удачное сочетание найдут драмматический триллер Нолана, сценарная фантазия Гойера и визуальное безумие Снайдера. И ролик фильма, где это сочетание было отчасти найдено, давал очень хорошие надежды. Но то, что в коротком, удачно нарезанном ролике, смотрелось выгодно на деле (в фильме длинной два с половиной часа) выглядело несколько иначе.
Современные блокбастеры уже не способны выезжать на одних только спецэффектах (это относится, как к экранизациям комиксов, так и к обычным боевикам). Новый век комиксоэкранизаций обозначен добавлением к "рубилову и спецэффектами" интересного стиля и графики ("300 спартанцев", "Город грехов", отчасти "Хранители"), остроумного юмора и хороших диалогов ("Железный человек", "Мстители"), а в идеале хорошей социалки, драмы, триллера... Так новый франчайз про "Бэтмена" за авторством Кристофера Нолана способен, как триллер и драма, уделать даже титанов данного жанра, за что любим и почитаем не только детишками, падкими до громкого "бабах" и красивого "кия", но и людьми взрослыми, имеющими любовь к тому, чтобы получать серьёзную пищу для размышлений.
Но в случае с "Человеком из стали" почему-то не получилось. При чём не получилось не только с драмой (линия с отчимом и мачехой неплохая, но всё остальное - настоящий провал), социалкой (одного удачного выступления Зота с отповедью относительно предназначения защищать народ Криптона явно недостаточно), триллером (одного главного редактора Daily Planet, бегущего с коллегами из разрушающегося района города и героического вытаскивающего сотрудницу из под завала мало), но и с остротами и юмором (одна удачная ироничная метафора в концовке про "Добро пожаловать на планету" не в счёт).
Не получилось в общем-то ни с чем и нигде, кроме нескольких удачных эпизодов (почти все их я перечислил), которые на фоне общей картинки кажутся скорее случайностью. И главная причина - диалоги, которые в этом фильме возвращают нас в прошлое комиксоэкранизаций, рассчитанных на малолетних детей или очень недалёких взрослых. Диалоги и сопутствующая им мимика кажется картонной, глуповатой, добавленной к спецэффектам лишь для галочки.
До прилёта Зота на Землю фильм вообще вызывает желание улечься по-удобнее в кресле и хорошенько вздремнуть. Настолько скучным и безнадёжным кажется происходящее на экране. Пафосные разговоры сменяются такими же пафосными молчаливыми сценами. Ни то, ни другое не цепляет.
Главная отрада фильма - драки криптонцев на Земле. Это действительно впечатляет. Тут фантазия создателей, соединённая с профессионализмом и огромным бюджетом, развернулась на полную катушку. Ради этого, быть может, стоит даже посмотреть вторую часть фильма, которая почти целиком представляет из себя один большой экшен-спецэффект, на большом экране Imax.
Всё остальное выглядит достаточно грустно и заставляет меня признать - следом за Брайаном Сингером не получилось и у Зака Снайдера, усиленного Кристофером Ноланом и Дэвидом Гойером. Быть может, комикс сам по себе заколдован и не приемлет любых попыток сделать серьёзное кино для взрослых (ведь именно эта попытка сгубила и Сингера). Быть может, мужчина в бронерованных трико, которого простой люд не узнаёт в повседневной жизни, несмотря на отсутствие маски, не предназначен для таких вот попыток.
Но с другой стороны ведь смогли сделать из "Бэтмена" впечатляющий драматический триллер. Больше того, вписали туда со всей серьёзностью совсем комиксо-карикатурных персонажей вроде Джокера, Двуликого, Женщины-кошки, Робина и других. При чём так, что новый Джокер в исполнении Хита Леджера своей харизмой и серьёзностью переплюнул и главного героя, и своего предшественника в этом амплуа Джека Николсона, и вообще большую часть злодеев и маньяков в кино.
А тут отчего-то не вышло. Не получилось так же здорово рассказать историю ещё одного супергероя. Придётся холодными зимними вечерами пересматривать "Тёмного рыцаря", а "Человека из стали" положить на полку где-то рядом с "Возвращением Супермена". О фильмах на этой полке вспоминаешь только при обсуждении новой экранизации на ту же тему.