«Очень чистый воздух» - экранизация произведения Кнута Гамсуна, но поскольку с литературным первоисточником я совершенно не знаком, то мне проще сказать, что это тот случай, когда встречаются «10 негритят» Агаты Кристи и «Волшебная гора» Томаса Манна, а фильм представляет из себя ерническую комедию с элементами драмы и полон старомодного европейского шарма. Именно дух классической литературы с ее рефлексией и интернациональный актерский состав, за плечами которого работа с корифеями авторского кино (итальянка Лаура Бетти, поляк Ежи Радзивилович, француз Андре Дюссолье и др.) работают на эффект узнавания давно знакомого мира европейского декаданса, не важно литературного ли или кинематографического, с его символикой и расхожими образами и в этом нет ни капли вторичности, создатели фильма отвешивают реверансы, а не списывают чужое сочинение.
Первая Мировая смела привычный мир Европы как карточный домик, со всеми ее пороками и добродетелями. Санаторный курорт в альпийских горах, в котором происходит действие, по сути ни что иное как Европа в миниатюре и Ноев ковчег одновременно, обитатели которого до последнего отказываются замечать, что мир не тот, что прежде и время игр в декаданс и истонченные чувства завершено, на смену им приходит циничная эпоха смертей и разрушений. В каком-то смысле пребывание в дорогостоящем санатории, славящемся удивительно чистым горным воздухом, самое настоящее чистилище, ведь никто из персонажей не отличается ни святостью, ни принципиальностью, будь то изнеженные пациенты, или обслуживающий персонал в крахмальных передничках и большей части персонажей предстоит отправиться в мир иной прямиком из санатория. Это обстоятельство и роднит «Очень чистый воздух» с романом Кристи, вот только детективом его назвать нельзя при всем желании, потому что «главный подозреваемый» напрочь отсутствует – тут либо воля случая, либо «вынужденная необходимость» кого-либо из персонажей избавиться от ближнего своего, который оказался не в меру любопытен или настойчив там, где лучше вообще пробежать бы мимо и не глядя. При этом герои фильма в полной мере осознают свою обреченность и не спешат покидать место, где стало так небезопасно, не без азарта задаваясь вопросом: «А кто же следующий?». Чаще это смешно, но иногда пронзительно грустно, как бывает всегда, когда видишь с каким треском рушатся иллюзии и мечты, а на смену меланхоличной музыке Шопена приходят бравурные военные марши.
Изящное и очень красивое кино, которое нельзя пропустить!
























URL записи