КАННЫ-66: РАДИКАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ




"Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля и приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) получил фильм Абделатифа Кешиша "Жизнь Адели. Часть 1 и 2"

Кешиш - французский актёр и режиссер тунисского происхождения. В шестилетнем возрасте вместе с родителями эмигрировал во Францию. Вырос в Ницце. В 1978 осуществил первую театральную постановку. В 2000 дебютировал в кинорежиссуре с драмой «Во всем виноват Вольтер». Практически сразу завоевал признание у фестивальной аудитории. Неоднократный лауреат премии Европейской киноакадемии «Сезар».

"Жизнь Адели», которая выйдет в международном прокате под названием "Синий – самый теплый цвет", необычна во многих отношениях. Снята она по мотивам комикса, что для авторского кино – явное исключение. Во-вторых, по фабуле это любовная история, разворачивающаяся между двумя девушками, с обилием откровенных сцен. Впрочем, эротический флер – лишь на поверхности. Фестивальная пресса единодушно отмечает, что "Жизнь Адели" в первую очередь – тончайшая, глубокая драма о взрослении и поиске молодыми людьми своего пути, с равно потрясающими режиссурой и актерскими работами; кстати, поэтому не только режиссеру, но и молодым актрисам Адель Экзаршопулос и Леа Сейду были вручены специальные дипломы. Вообще, если говорить о наградах, это тот нечастый случай, когда предпочтения критиков и жюри полностью совпали, что особенно приятно с учетом опасений относительно объективности решений Стивена Спилберга, возглавлявшего основное жюри.

Создатель «Парка юрского периода» и его коллеги по фестивальному ареопагу проявили отменный вкус не только в присуждении «Золотой ветви». Гран-при — второй по значению приз — получили братья Коэны за музыкальную трагикомедию "Внутри Льюина Дэвиса" (США) - полную юмора, меланхолии и завораживающих фолк-баллад. Лучшим режиссером признан самый молодой участник конкурса - мексиканец Амат Эскаланте, автор социальной драмы "Эли" – вероятно, самого жестокого, но в то же время и очень красиво снятого конкурсного фильма.

Лучшим сценаристом назван Цзя Чжанкэ (Китай). Его «Печать греха» является мини-эпосом из четырех частей, чьи герои — маргиналы в силу собственного выбора или жизненных обстоятельств – находятся в открытом конфликте с реальностью китайского «коммунистического капитализма».

Актерские призы в большей степени выглядят результатами компромиссов. Приз за лучшую мужскую роль отошел 76-летнему американскому актеру Брюсу Дерну, который ранее снимался преимущественно в низкопробных фильмах категории «В». На склоне лет он получил свою самую главную роль в черно-белом роуд-муви «Небраска» Александра Пэйна. Герой Дерна, убежденный, что выиграл в некой крайне подозрительной лотерее миллион долларов, отправляется пешком в сопровождении семьи через полстраны за мифическим выигрышем. Исследование американской жизни у режиссера получилось посредственное, но Дерн, по общему мнению, действительно на высоте.

Французская актриса Беренис Бежо, номинированная в прошлом году на «Оскар» как лучшая актриса, стяжала каннский приз в аналогичной категории за роль мятущейся женщины, которая не может выбрать между двумя возлюбленными - иранцем и арабом в семейной драме старательного, но невыдающегося иранского кинематографиста Асгара Фархади "Прошлое".

Остается надеяться, что мы увидим перечисленные фильмы уже в этом году.

Дмитрий Десятерик

URL записи