КАННЫ-66: ОБЪЕМНЫЙ ГОДАР И ОТСУТСТВУЮЩИЙ ТРИЕР (запоздалый анонс)
В основном конкурсе Канн заявлено 19 полнометражных игровых фильмов. Если ориентироваться на более-менее известные имена, то явный ажиотаж будет вокруг таких участников, как "Венера в мехах" (La Venus a la Fourrure) Романа Полански, "Внутри Льюина Дэвиса" (Inside Llewyn Davis) известных своей черной иронией братьев Коэнов, "Молодая и красивая" (Jeune et jolie) Франсуа Озона, "За канделябрами" (Behind the Candelabra) плодовитого Стивена Содерберга с Майклом Дугласом в главной роли. Также в списке конкурсантов: «Великая красота" (La grande bellezza) Паоло Соррентино, "Небраска" (Nebraska) Александра Пэйна, "Боргман" (Borgman) Алекса ван Вармердама, "Соломенный щит" (Wara no tate) Миике Такаси, "Жизнь Адель" (La vie dAdele) Абделатифа Кешиша, "Каков отец, таков и сын" (Soshite chichi ni naru) Хирокадзу Корээда, "Иммигрант" (The immigrant) Джеймса Грэя в ролях с Марион Котийяр, Джереми Реннером и Хоакином Фениксом, "Прошлое" (Le passe) Асгара Фархади, "Джимми Пикард" (Jimmy Picard) Арно Деплешена, "Майкл Колхааз" (Michael Kohlhaas) Арно Депальера, "Замок в Италии" (Un chateau en Italie) Валерии Бруни-Тедески, "Только бог простит" (Only God Forgives) Николаса Виндинга Рефна с Райаном Гослингом главной роли.
Скажу про несколько картин, взятых из списка просто по принципу известных имен. С большой долей вероятности, они могут и не стать открытиями фестиваля.
«Венера в мехах» - новый фильм Романа Полански – экранизация пьесы Дэвида Айвза, написанной в свою очередь по мотивам одноименного романа уроженца Львова Леопольда Захер-Мазоха. История о болезненной страсти между любящим подчиняться мужчиной и властной женщиной настолько прославила автора, что уже при его жизни в конце 19 века появилось слово «мазохизм». Главную роль сыграет жена Полански, Эмманюэль Сенье. Пьеса, легшая в основу сценария - нечто вроде театра в театре. Постановщик новой адаптации «Венеры в мехах» сетует на то, что не может найти подходящую исполнительницу главной роли. В последний момент появляется актриса, сочетающая в себе все качества, ненавистные режиссеру: надоедлива и груба, но при этом сговорчива в своем роде. Постепенно, на протяжении полутора часов, расстановка сил полностью меняется, и актриса начинает доминировать над режиссером, как и в романе. Полански подчеркнул: «Я давно хотел снять фильм на французском языке с Эмманюэль в главной роли. Когда я читал „Венеру в мехах“, то понял, что такой момент настал».
Какие же Канны без братьев Коэнов? Джоэл и Итан на сей раз выходят на конкурс с полной музыки и иронии черной комедией «Внутри Льюина Дэвиса». В основе картины - мемуары фолк-музыканта Дэйва Ван Ронка. Главный персонаж, Льюин Дэвис (Оскар Айзек) - типичный талантливый маргинал. Мечтает о признании, и песни у него на самом деле хорошие, однако, увы, все его имущество – гитара, пара коллекционных «винилов» и терпеливый рыжий кот. Мало того, бедолага смущается выступать публично, что для концертной карьеры смертельно. Как положено в подобных сюжетах, девушка героя, Джин (Кэри Маллиган) постоянно песочит непрактичного артиста, в чем получает поддержку от своего брата Джима (Джастин Тимберлейк). Как следствие, Льюин просто пускается в бега. Много путешествий, издевательств над будущей звездой и обворожительных фолк-баллад.
В отсутствие Триера организаторы решили напомнить, что в датском кино есть и другие режиссеры. Николас Виндинг Рефн – одно из перспективных имен. Его новую картину «Только Бог простит» (с Райаном Гослингом) идеолог фестиваля Тьерри Фремо называет ни много, ни мало самым радикальным фильмом конкурса – в Каннах эта характеристика дорогого стоит. Два года назад Рефну присудили здесь спорный приз за режиссуру «Драйва». С «Только Бог простит» ситуация может быть еще более противоречивой. По жанру это триллер, тема — месть, антураж – криминальное дно Таиланда, азартные игры, проституция и бокс, главные антагонисты — тайский полицейский и британский наркоторговец (Гослинг), которого стерва-мать (Кристин Скотт Томас) обременила обещанием найти и убить виновного в смерти брата. Ярко, жестоко, фонтаны насилия. Если не приз, то изрядный шум обеспечен.
Еще один, но намного более плодовитый (по несколько единиц продукции в год) производитель брутального кино - Такаси Миикэ – всегда считался в фестивальном мире маргиналом где-то на грани категории «В». Но в последние годы (особенно благодаря «Сукияки вестерну Джанго» с Тарантино в одной из ролей) он добавил в кинематографическом авторитете. Теперь вот сподобился попасть в основной конкурс. Удивительное дело, но его «Соломенный щит», так же, как фильм крайне далекого Рефна, построен вокруг мотива мести (каннские отборщики умеют сплетать такие параллели). Нинагава является влиятельным человеком в японской политике. Его внучку убивают. Подозреваемый — Киомару, у которого есть судимость за нападение и за убийство девушки 8 лет назад. Нинагава размещает объявление в трех крупных газетах: «Пожалуйста, убейте этого человека — Киомару, и я заплачу вам 1,000,000,000 иен в качестве награды». Много стрельбы, погонь, видимое влияние Такеши Китано. В контексте Канн – явная экзотика.
Самая соблазнительная для киноманов премьера пройдет вне конкурса, в секции «Неделя критики». Это – альманах из трех короткометражек, созданных живыми классиками - Жан-Люком Годаром и Питером Гринуэем, а также португальским экспериментатором Эдгаром Перой. Фильмы сняты в городе Гимараэш (Португалия) в рамках проекта «3x3D» — в соответствующем формате. Часть Гринуэя называется «Самое время». Еще более любопытно участие Годара. Основоположник «новой волны», даже в 82-летнем возрасте оставшийся радикалом как в политике, так и в искусстве, давно грозился снять что-нибудь в 3D; из его уст это, впрочем, звучало скорее как шутка. Тем не менее - его короткометражка называется «Три катастрофы» и анонсирована как «"Истории кино" в 3D» (ранее у него уже был художественно-документальный проект «Истории кино»). Завершающей частью триптиха станет Cinesapiens Эдгара Перы — как и у Годара, - рефлексия на тему истории кино. Французы увидят уникальный альманах в прокате, нам же остается только надеяться на благосклонность отдельных кинотеатров.
Еще раз про нашего ненаглядного. Ларс фон Триер заставляет говорить о себе, даже не участвуя в фестивале. Его новый фильм «Нимфоманка» с Шарлоттой Генсбур в главной роли еще не закончен. Однако многолетний художественный руководитель кинофорума Тьерри Фремо все равно не забыл упомянуть, что Триер, два года назад заявивший на каннской пресс-конференции о симпатии к Гитлеру, уже прощен, и на следующий фестиваль может приехать, в том числе как участник.
Открыла Канны-66 картина австралийского режиссера База Лурмана "Великий Гэтсби" с Леонардо Ди Каприо, а фильмом закрытия фестиваля станет криминальный триллер французского режиссера Жерома Салля "Зулу" (Zulu) с Орландо Блумом и Форестом Уитакером. Одна из наибольших неожиданностей – то, что жюри основного конкурса возглавил голливудский режиссер и продюсер Стивен Спилберг. Это действительно интригует: сможет ли Спилберг, не имевший большого опыта в фестивальном, артхаузном кино, найти более-менее объективные критерии для суждений об участниках конкурса.
66-й Каннский фестиваль завершится 26 мая.
Дмитрий Десятерик
.