За безлико-пафосным названием - потрясающий фильм Исаака Фридберга по роману Миколаса Слуцкиса "На исходе дня".
На операционный стол ложится пациент, имя которого вот уже 30 лет хирург не может слышать без содрогания. Столкновение личных обид и врачебного долга. Картина динамичная, однако, зритель лишь в конце второй серии (фильм 2-х серийный) узнаёт подробности конфликта, "притчу о Казюкенасе".
Фильм о дружбе и предательстве, о таланте и расплате за него, об отцах и детях. Браво создателям - режиссёру, оператору (деталь: кровавость операции показана в отражении очков хирурга), актёрам, композитору. Минус один - качество тогдашней киноплёнки. Как будто её хорошенько продержали на солнце, чтобы метр за метром выгорели цвета. В связи с этим задумалась о римейках. Не вижу особого смысла в том, что пересняли "Золотого телёнка" и "Служебный роман". Эти картины вошли в антологию классики, и сами по себе неповторимы. А вот если бы "Столкновению" подарили вторую жизнь, я бы порадовалась. В общем, настоятельно рекомендую.
Любомирас Лауцявичус, Николай Пастухов.