Только недавно я начала открывать для себя Андрея Тарковского. Из четырех фильмов, которые я пока посмотрела, Солярис захватил меня больше всего. Но так как последний фильм, который я посмотрела, - это Сталкер, то скажу немного о нем. Ибо именно он занимает мои мысли в течение последней недели.
О чем же повествует Сталкер? Поверхность фильма не лишена мистики: инопланетный метеорит, зона, живущая своей жизнью по своим законам, с капканами и ловушками, зона, таящая в себе заветную комнату исполнения желаний,... Но конечно, гораздо интереснее, что кроется за всей этой таинственной оболочкой.
Это фильм о поиске. О поиске себя, в некотором смысле. Познай самого себя, глаголит Древняя Греция. И следуя этому указанию, человек отправляется на поиски своей идентичности. Такое путешествие всегда требует от него мужества, ибо это путь в глубины себя, где расставлены ловушки, попав в которые человек рискует сломаться навсегда. Но преодолев себя, в конце концов, он оказывается перед "комнатой исполнения самого заветного желания". Что представляет собой эта комната, как не зеркало? Самое большое и откровенное зеркало, которое являет человеку самого себя таким, каков он есть. Кажется невероятной жестокостью подвергать себя как человеческое существо такому испытанию, обреченному на то, чтобы узреть "слишком человеческое", чтобы разрушить все свои иллюзии. И пожалуй, это зеркало является последней и главной ловушкой, преодолеть которую под силу либо цинику, либо Икару, страстно желающему долететь до солнца, и сгорающему фениксом во имя новых возрождений.
Такая интерпретация кажется очевидной, на первый взгляд. Но Тарковский никогда не дает ответа, при всей моральной строгости, при жестокости происходящего, мы не получаем ответов, лишь новые вопросы. И тогда смысл приобретает новые черты и воплощения.
Недаром Тарковский вводит в повествование писателя - неоднозначного персонажа, по-настоящему человеческого. За его внешним цинизмом я вижу нечто большее. Он отправился на поиски себя, человек лишенный иллюзий, уставший от пресной и даже горькой повседневности. Нет, это не трагический герой, но он не лишен своего пафоса. Почему он, отважившийся пройти столь долгий путь к себе, путь, полный опасности, уже на середине сознавая бесцельность своего путешествия, почему он доходит до самого конца и не заходит в комнату? Страх? Неверие? Пожалуй, что нет. Дойдя до самого края, преодолев себя, он отказывается смотреть в зеркало. И я вижу в этом сознательный выбор человека, вершащего свою судьбу. Сам он обесценивает внешне свой поступок, говоря, что не хочет видеть своей подноготной, что предпочитает "тихо и мирно спиться". Но я думаю, он понял, что в комнате его ждет вовсе не зеркало. Там форма, вроде тех, что исплользуют дети для игры в песочнице. И эта форма определит его раз и навсегда, заморозит становление. Человек изменчив. Более того, человек - это проект, словами Сартра. Только самолично можно решить, кем ты являешься. И отказ от получения готовых шаблонов - это кульминаци фильма, это свободный выбор человека, берущего жизнь с свои руки под свою ответственность.
Сталкер не понял его поступка, потому что погряз в своем иделистическом эгоизме и страхе. Я не вижу в нем никакого мужества. Напротив, только бегство от реальности в себя. Но в отличае от своих спутников, сталкер совершает это путешествие не ради самопознания. Он бежит в свое безумие, не имея намерения достичь самого своего нутра, желая затеряться в лабиринтах своего подсознания. Что такое его слезы, которые льются в самом финале? Это боль. Но только не боль от поругания святого, а боль от разорванной завесы иллюзий, которой он скрывал от себя свое бегство.
А что увидели в этом фильме вы?