Это был  январь 2000 года, тринадцать лет назад. Я стоял с зажатыми в кулаке купюрами перед витриной видео-киоска в переходе на площади Якуба Коласа, мучительно пытаясь остановить свой выбор на каком-нибудь одном фильме, денег купить хотя бы два у меня не было. Вряд ли совру, если предположу, что приобрести именно  "Бойцовский клуб" мне помогло его название, которое, вероятно, отождествлялось у толстого двенадцатилетнего пацана с чем-то вроде Мортал Комбата или Стрит Файтера. Я пришел домой, вставил кассету в видик (кстати, интересно, где эта кассета сейчас...), честно досмотрел до конца все два часа двадцать минут и... горько пожалел о потраченных впустую деньгах. Тогда "Бойцовский клуб" показался мне мерзкой мешаниной из дергающихся кадров и отвратительных сцен с мизером беспонтового экшна.

Год 2006. Я взял у одногруппника одноименный роман Чака Паланика. В этот раз семена упали в плодородную почву: книга произвела на меня огромное впечатление. Забавно, что сейчас, когда счетчик просмотров фильма уже давно зашкалил, мне весьма сложно вспоминать именно сам роман, как первоисточник. Сказать, является ли та или иная сцена киношного "Бойцовского клуба" экранизацией или она уже была добавлена при съемках, я абсолютно не могу. Кстати, прочитав впоследствии еще "Колыбельную", "Удушье" и совсем недавно "Проклятых" Паланика, я с уверенностью могу сказать, что "Бойцовский клуб" - это его самая сильная вещь, ознакомившись с которой, вы вполне можете закончить изучение творчества этого писателя.

"Я — растраченная жизнь Джека..."

Странно, но, когда на экране уже будут идти титры, вы так и не будете знать имя главного героя. Нет, дело отнюдь не в вашей невнимательности, просто на самом деле у главного героя этого фильма нет своего имени. Его на протяжении картины будут звать Корнелиусом, Рупертом, Тревисом, сам о себе он будет несколько раз говорить фразами, одна из которых прямо сейчас доступна вашему вниманию под словом "Fuck" чуть выше, однако это всего лишь отсылки к статьям журнала «Ридерз Дайджест»,  где поименованные внутренние органы людей ведут монологи.


"Я — ухмыляющаяся месть Джека..."

Если смотреть картину внимательно, то можно найти гигантское количество подсказок, которые сделают финал вполне ожидаемым. Так, Тайлер перезванивает главному герою на телефонный автомат с надписью "No incoming calls allowed". Когда в кабинете босса главный герой начинает избивать самого себя, он
сразу вспоминает о первой драке с Тайлером. Тайлер, будучи за рулем машины, требует от главного героя забыть всё, что ему известно о них двоих, после аварии главный герой оказывается на месте водителя, а Тайлер — в кресле пассажира.


"А теперь вопрос этикета: проходя мимо твоего кресла, тебе подставить задницу или член?.."

Фильм подарил мировому кинематографу две абсолютно шедевральные роли: Нортона и Питта. Причем, на мой субъективный взгляд, ничего лучше ни один, ни второй больше так и не сыграют. Только посмотрите на главного героя: типичный яппи, испуганный клерк, человек, готовый на все, психопат, шизофреник, уличный боец, - и все это Эдвард Нортон. Посмотрите на его лицо, когда он на отметке "1 час 36 минут" дерется с персонажем Джареда Лето... пробирает, знаете ли... Сказать несколько слов о Тайлере Дердене? Вы издеваетесь, о нем диссертацию писать надо. "Ударь меня… Не хочу умирать без шрамов!", "Каждый представлял отца Богом. Отец тебя бросил, что это говорит тебе о Боге?", "Плевать нам на Ад, и на Рай плевать, мы - нежеланные Божьи дети, ну и пусть!" Если Нортон поражает многообразием, то Питт - титановой монолитностью вечного революционера. Выйди этот фильм в двадцатых годах, и на многочисленных площадях СССР вместо дедушки Ленина впору было бы ставить памятники Тайлеру Дердену.


"Ты хотел изменить свою жизнь, но нем мог сделать этого сам. Я - тот, кем ты хотел бы стать."

О чем этот фильм? Мое мнение менялось с интервалом где-то в пять просмотров, так что абсолютно не исключено, что впоследствии оно также изменится. Но сегодня для меня этот фильм о внутренней свободе. О допустимости недопустимого. О том, что если только захотеть, вы можете сделать все, можете даже вступить в... Простите, я не могу нарушать первое правило...

URL записи