"Юленька", режиссер Александр Стриженов
Россия, 2008 год
в ролях: Марат Башаров, Дарья Балабанова, Оксана Лаврентьева, Ирина Купченко
продолжительность 102 мин. (01:42)
Посмотрела фильм "Юленька" (другие названия "Юленька. Зло", "Юленька. Смертельные уроки". Фильм жуткий, несмотря на незамысловатость сюжета, на гротесковость его персонажей, на подчеркнутую комичность главного героя. Жуткий по сути поднимаемой им проблемы: детской преступности не как незрелого и поверхностного недомыслия, а как циничной и безжалостной расчетливости. Главная героиня фильма - пятиклассница с необычайно высоко развитым интеллектом, одержима манией обрести отцовскую любовь для себя и счастливую семью для своей матери любой, абсолютно любой ценой...
В фильме противопоставлены друг другу два разных взгляда на мир: гуманистическая, идеалистическая установка на то, что дети не могут быть "плохими" по определению: они же дети! - и реалистичная, бытовая практика, которая воочию и очень наглядно показывает: еще как могут!
Главный герой картины, учитель Андрей Валентинович, обладающий весьма романтическим, оторванным от реальности взглядом на эту самую реальность, придерживается гуманистических установок: "Я считаю, что детей вообще нельзя делить на плохих и хороших. Потому что дети не могут быть виноваты. Виноваты всегда мы - взрослые. Чему-то не научили, чего-то не досказали... Недолюбили... Не показали на личном примере... " При этом, правда, его мечта воспитывать подрастающее поколение на личном примере так и остается всего лишь мечтой, и слава Богу. Потому что пример, подаваемый им самим, какой-то жалкий, убогий и не вписывается в стандарты понимания современных школьниц. Андрей Валентинович - сорокалетний мужчина, так и не вышедший из возраста подростковой неуверенности, не умеющий ни голоса повысить, ни кулаком по столу ударить, ни настоять на своем мнении. Каждая из пятиклассниц оказывается психологически сильнее своего педагога. Каждая из одиннадцатилетних девочек! Отвратительно смотреть на то, как жалко он лебезит перед школьницей, пытаясь выпросить у нее право на сохранение в тайне поступка, который может стоить ему и семьи, и карьеры. В итоге Андрей Валентинович оказывается главной жертвой, но сочувствия к нему не появляется.
Он - жертва системы. Той системы, которая ненавидит мужество и духовную силу как таковые и убивает мужское начало в каждом мужчине. Просто поразительно смотреть на то, как красивые, умные женщины падают в объятия к этому неповзрослевшему, инфантильному переростку, играющему роль взрослого человека, трясущемуся от страха при любой опасности и льющему половину фильма слезы бессильного отчаяния от происходящего... А ответ на вопрос, почему они это делают, проще простого: других мужчин все равно не имеется. Этот - единственный... За него, за его внимание и подобие заботы и разворачивается нешуточная борьба не на жизнь, а на смерть...
И ведут эту борьбу буквально все женщины в округе: жена, случайная любовница, падчерица, коллеги по работе, школьницы его класса. И Юленька. Последняя, кстати, делает это с полным осознанием происходящего, с абсолютным пониманием ничтожности и недостойности Андрея Валентиновича. Но... другого все равно в округе не имеется. Так что пусть уж будет хотя бы такой, чем вообще никакого не будет, решает она однозначно и самовластно. Тем более, что ей и все карты в руки: в силу своего возраста она может использовать в этой борьбе совершенно любые методы. Ребенок, девочка, она находится под неусыпной охраной системы, так же, как и ее школьные подруги. Дети ведь априори безгрешны... Однако если человека считать подобием ангела по определению, рано или поздно он обязательно превратится в демона...