2008 год, Паоло Соррентино

Смотрела Изумительного. Что сказать? Это великолепный фильм, грустный, но со смыслом. В нём нету однозначных злодеев или хороших людей, все -люди, просто люди, трогательные умные и часто беспомощные. Кроме Джулио, он контролирует всех и вся, умён и ловок, и не замечает за этим контролем главного-что он самый беспомощный, самый слабый человек во всей Италии.  В чём-то ему хуже, чем было в плену Моро, ибо он становится заложником сразу двоих - власти, и идеи спасения Италии от коммунистов. По сути они занимают всё место в его жизни, он не может ничего-разогнать всю эту компанию взяточников и коррупционеров? Но ему нужны люди для сохранения власти. Спасти Моро? Идея спасения мир от коммунистов мешает. Ему даже не удаётся оставить в аптеках нужное лекарство, -показатель его полнейшего бессилия.  Поднятые по сути до уровня богов эти власть, и идея вызывают цинизм и презрение к людям.  Джулио Андеротти доказывает самому себе в темноте что он выполнял важную функцию-хранил людей от правды. Кажется вот-вот должны прийти раздражение, и презрение к главному герою - но я чувствовала только жалость и понимание-человек, настолько презирающий окружающих, что не только боится правды, которую знает, но и не может ни с кем поговорить об этом своём страхе. Захлёстывающая сознание, ужасная картина- бессильный кукловод держащий в руках ниточки, которые ему ни для чего не нужны, и которые он не умеет правильно использовать. А почему? Что привело Андреотти главного героя к полнейшему краху как личности и как настоящего политика? Ведь кажется, что он знает людей, и умеет ими пользоваться, он умный,  смелый, так чего-же ему всё-таки не хватило?


Однако, для того, чтобы понимать, что действительно нужно людям, надо  знать не только то, что у них в уме но и то что на душе, на сердце. Ведь христианские демократы должны по-сути аппелировать к человеческой душе, но они не знают не умеют и не хотят уметь - ибо замкнулись в своём маленьком мирке из коррупции,  и власти, власти, власти, власти. И самое страшное для самого Андреотти и для его окружения, что этим людям кажется - этот мир и есть настоящий. Поэтому коммунизм - как аппеляция к чувствам человека, для него остаётся чем-то за гранью понимания, это для него конец мира, страх, ужас. Это порождает замкнутый круг: Власть ему, как он себя уверяет нужна, чтобы спасти мир от коммунизма, а спасение требует кровавых жертв, и власти сосредоточенной целиком в его руках. Умный вроде-бы человек, ловкий, хитрый становится слабым, и маска, которая воспринимается как атрибут силы и уверенности, становится знаком слабости-чувства отключены практически полностью, они вытеснены, в подсознание откуда приходят в виде постоянных кошмаров и головных болей. Главный герой реагирует на то что его-же собственное прошлое начинает топить его, спокойно, он скучает - но до конца так и не понял что-же произошло, почему ему не удалось ничего создать и сделать. Он так и остался заложником своей слабости. Однако осудить его за это трудно-у многих-ли людей хватило силы добровольно отказаться от власти, понять что она губит их и всех окружающих? И сколько  из них сумели распорядиться ей правильно? Поэтому увидев старого ушастого Джулио Великолепного с равнодушным лицом на скамье подсудимых никакого злорадства не чувствуешь-только ласковое сочувствие, и лёгкую усталость.

После фильма остаётся странное послевкусие, и ощущение лёгкой недосказанности. Пожалуй, это правильно. В мире нужно больше кино, над которым каждому стоит поломать голову самостоятельно.

URL записи