Как-то раз, в середине 90-х, довольно поздно вечером, я включил телевизор. Ну и, как вы правильно догадались, там шёл этот фильм. (Потом выяснилось, что пропустил я совсем малость). Помню, творящееся на экране весьма поспособствовало моему глубокому нырку в это гипнотическое зрелище, как торжествующий там абсурд заставлял моё рацио работать на повышенных оборотах, подыскивать хоть какие-нибудь киношные аналогии. Двумя годами ранее моя юношеская психика уже была необратимо покалечена изменена недюжинной силой воздействия сериала "Твин Пикс", поэтому, например, те же свинячьи забеги хоть и произвели сильное впечатление, но необратимого разрыва шаблона восприятия не произошло. Картина, скорее, поразила именно своей сермяжной, что ли, эстетикой, вот этой давящей SNAFU-атмосферой, раскрытием полной бессмысленности мышиной возни серых мышек в эдаком филиале чистилища на Земле, обитатели которого ещё при жизни были обречены отрабатывать по полной программе разнообразнейшие нормативы и упражнения, предуготовляющие к адским мукам.

Некоторые рецензенты пеняют Балабанову за "отсебятину" в последние 20 минут фильма. При этом они прекрасно осведомлены, что роман "Замок" Франц Кафка так и не закончил, оборвал повествование самым неподходящим образом. Какие же тут могут быть претензии подобного рода? По моему скромному мнению, создатели фильма довольно успешно завершили картину, круг замкнулся, и эта карусель безысходной бессмыслицы и глупости (а против глупости, как известно, сами боги бороться бессильны) может наматывать новые круги ещё очень долго, вечность-другую, только вот смысла всё это показывать нет уже никакого.

Как любопытный факт можно отметить, что музыка к фильму написана Сергеем Курёхиным.

URL записи