Впервые за год мы пошли в кино. Муж вычитал в киноафише, что в фильме «Весенние надежды» играет Мэрил Стрип и Томми Ли Джонс. Я шла в предвкушении интересного сюжета (супруги, прожившие более 30 лет в браке, с помощью недели интенсивной терапии хотят оживить брак) и блестящей игры актеров.
Первые кадры фильма открыли несколькими штрихами монотонную «ритуальность» жизни этой семейной пары, в которой жена больше похожа на заботливую мать своего мужа. О! Неужели эти бросающиеся в глаза признаки будут использованы терапевтом, с которым пара собирается встретиться, для транзактного анализа Берна? <lj-cut text="ООО! Меня ждал такой огромный облом… "> Горькое разочарование наивного человека, на минуту поверившего, что кинематограф может преподнести такой подарок – качественный фильм, в котором среди героев есть психологи.Вместо развития глубокой темы фильм превращается в очередную карикатуру на работу психолога…Это – не считая прочих слабых мест.Начнем с того, что, нарушая все заповеди и принципы психологической работы, психолог, не установив толком контакт с клиентами, не создав атмосферу доверия и близости устраивает им настоящий допрос об очень интимных сторонах жизни – когда, сколько, в каких позициях, какие сексуальные фантазии?! Естественно, что у любого человека в такой ситуации возникнет сопротивление. Даже у меня, постороннего зрителя, возникло чувство неловкости и желание оказаться за пределами зрительного зала. Количество человек в самом зале (7 человек вместе с нами) также иллюстрировало степень сопротивления. Дальше – больше. Методы, применяемые психологом, можно точно охарактеризовать следующей метафорой: если хочешь, чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее надо меньше кормить и больше доить. Если хотите потратить меньше времени (неделю) на возрождение брака, надо не теряя времени практически сразу заняться объятиями и сексом.
Мэрил Стрип играет, действительно, замечательно! Из заботливой мамочки периодически, в особо неловкие моменты фильма она превращается в неопытную девочку. Сексуальной назвать ее нелегко, так сексуальностью обладает взрослая зрелая женщина, которую на протяжении всего фильма зрители увидеть не могут. Даже в первых кадрах, где она в ночной сорочке стоит на пороге комнаты мужа, ее робкая поза больше напоминает школьницу, приглашенную в кабинет директора школы, а не взрослую женщину, которая хочет своего мужа. И фильм это не спасает.
Обидно, что после того как человечеству стали известны книги и опыт Милтона Эриксона, Карла Витакера, Вирджинии Сатир в конце концов, авторам сценария некогда было ознакомиться с темой хотя бы на полупрофессиональном уровне. Они сделали ставку на имена известных актеров и тему секса. Как будто изысканный салат вместо заправки сложным соусом с добавлением щепотки экзотических пряностей и специй засыпали килограммом этих пряностей по принципу мало масла в каше не бывает!
А могли бы отправить супругов на какую-нибудь вершину а-ля пик Скво, как делал Эриксон, или учиться танцевать фламенко. Но это был бы уже другой фильм, о котором я бы написала другую рецензию!
Психологам можно посмотреть фильм, чтобы знать, в чем их будут обвинять поверившие кинематографу люди