И. Хейфиц оставил в своем фильме самое основное из чеховской "Дуэли", убрав много мелких эпизодов и деталей. Оставлено главное - конфликт двух абсолютно разных людей, которые друг друга слишком хорошо поняли и поэтому друг друга не выносят.

Замечательный подбор актеров, хороша Максакова, очень неплох Папанов (хотя иногда он напоминает своего героя в "Берегись автомобиля"). Совершенная находка - Георгий Корольчук в роли дьякона. К сожалению, этот актер не слишком известен (разве что ролью Червоненко в "Хронике пикирующего бомбардировщика"). Удивляет, что в 1973 году не вырезали его реплик про старцев и много чего еще про веру (местами чеховский текст в фильме все-таки был сокращен и изменен).

По-настоящему хороша сама сцена дуэли. Она выполнена куда будничнее, чем у Чехова (где любуются зелеными лучами), так, что глупость ситуации особенно очевидна: люди, которые не понимают, зачем они тут, собственно, собрались, коровы, которые разгуливают вокруг них.

По-моему, главный недостаток фильма - фон Корен в исполнении Высоцкого (хотя мне много раз приходилось слышать мнение о том, что это его лучшая работа в кино и что он блестяще сыграл в этом фильме - при всей любви к Высоцкому не могу с этим согласиться). Не знаю, насколько это решение Хейфица и насколько - работа самого Высоцкого над ролью. Во-первых, его в фильме гораздо меньше, чем Лаевского (у Чехова это равнозначные персонажи). Во-вторых, фон Корен Высоцкого слишком схематичен, пуст и безопасен, если угодно. Свои тирады он произносит спокойно и отстраненно, как будто выученный наизусть текст. У Чехова он по-настоящему страшен: понятно, что именно такие, как он, будут решать через пятьдесят лет, кто достоин жизни, а кто как недочеловек должен умереть, у него вполне нацистские высказывания.



URL записи