Американское развлекательное кино 80-х – это блеск и мишура, трэшевость различной степени тяжести и бесконечное очарование гедонизма. А еще это кино класса «Б», как правило. Не исключено, что это не более чем стереотип, сложившийся за счет бесконечных просмотров комедий и триллеров в видеосалонах, которые появились в СССР в конце 80-х на каждом углу, ночных показов по телевидению и взятых кассет в видеопрокате. Впрочем, мое паломничество по видосалонам началось чуть позже – в начале 90-х, но сути не меняет. Большинство моих одноклассников обожало боевики, я же предпочитал фильмы ужасов про вампиров, «Кошмар на улице Вязов» и почему-то серию фильмов про куклу Чаки. За пределами кинозала было серо и угрюмо, зато на экране сплошной гламур и красота, а кровь слишком походила на томатный сок, что бы воспринимать ее всерьез. Поверхностно и не всерьез – это именно про такое кино.
«Miracle Mile» умудряется быть типичным образцом кино 80-х, персонажи которого не умирают, а только притворяются мертвыми, но одновременно с этим нервоз, пропитывающий фильм, выходит за рамки гламурного целлулоида. Разумеется, одной из расхожих страшилок времен холодной войны была ядерная катастрофа и ее последствия и «Miracle Mile» в этом смысле следует заданным канонам жанра – внезапная смертоносная угроза, паника и разрушения, но без истерии и пафоса, а с ироничной усмешкой и неожиданным выводом ,что в хорошей компании и помереть не страшно. Ну и дополнительный бонус – еще один редкий фильм, в котором ядерная война означает именно то, что означает – капец всему, а не история спасения мира в последний момент.
Антураж фильма – ночной город, нелепые ситуации, фрики на каждом шагу – превращают историю о конце света в гротескную комедию, но копеечный бюджет и очень скромные даже по меркам 80-х спецэффекты не помешали добиться впечатления, что мир и впрямь летит в тартарары, а спасти его может только чудо, которого так и не происходит . Возможно, отсутствие традиционного хеппи-энда и не считываемый только идиотами глум в каждом кадре и послужили причиной провала фильма в американском кинопрокате (при бюджете в 3 млн. долларов сборы составили всего миллион с небольшим), зато оценка на IMDb достаточно высокая для фильма, в котором отсутствуют звездные имена – 6,9.
Режиссер буквально с первых кадров намекает на участь, которая ожидает человечество в рассказанной им истории: главные герои знакомятся в музее на фоне древних экспонатов, в том числе чучел мамонтов. Логично предположить что спустя тысячелетия именно эта пара окажется сохранившимся примером представителей рода человеческого, который сам себя и погубил, вот только далекие потомки точно так же будут теряться в догадках – отчего вымерли мамонты и куда сгинули люди?


Сюжет «Miracle Mile» достаточно абсурден и тянет на какой-нибудь научно-фантастический рассказ из потрепанного сборника в мягкой обложке: ничем не примечательный герой средних лет, Гарри (Энтони Эдвард еще до того как стать телезвездой в сериале «Скорая помощь») знакомится с такой же вполне себе заурядной девушкой – Джули (актриса и певица Мэр Уиннингем, большая часть зрителей с которой знакома опять же по сериалам, хотя у нее достаточно обширная фильмография, а в 95-м она даже номинировалась на Оскар) и сразу становится понятно, что они созданы друг для друга. Ни тот ни другая и близко не красавцы, но страшно обаятельные и ни секунды не сомневаешься – это любовь! Это внезапное и взаимное чувство и есть то светлое чудо, которое строго отмерено на долю героев и зрителя, все остальное – глум, стеб и «давай, до свидания» человечеству. Окрыленный Гарри назначает Джули свидание, но из-за нелепого стечения обстоятельств просыпает его, а потом сломя голову среди ночи бежит к телефонной будке (ага, сотовых еще не было), где сам собой неожиданно начинает звонить телефон и истеричный голос на другом конце провода сообщает, что «Система запущенна, осталось чуть больше часа! Мы нажали на кнопку и ракеты полетели, но и по нам пальнули и они уже летят!».


Как отреагирует нормальный человек – сначала не поверит! Вот и Гарри не поверил, но занервничал и как всякий среднестатистический человек ушел в неадекват под видом адеквата – отправился в закусочную фаст-фуд, где не смотря на ранний час (около 4-х утра) и общую немноголюдность все же каждой твари по паре и почти что ноев ковчег. Ну а дальше как и положено – «Мы все умрем!». Особого драйва добавляет то, что времени совсем в притык и способ спасения обнаруживается самый что ни на есть глупейший – сесть в вертолет и улететь туда, где ракеты не достанут, при этом желающих много, а вертолет один и каждый хочет прихватить с собой еще кого-нибудь, но этот «кто-нибудь» либо в другом конце города, либо спит непробудным сном (Джули). Сарафанное радио работает очень быстро и уже через очень небольшой промежуток времени весь город на ногах, все бегут в разные стороны, а особо предприимчивые даже магазины громить начинают. Полное отсутствие логики и бессмысленность действий людей поражают, но с другой стороны возникает вопрос – а куда бежать, когда бежать некуда? Как тут не вспомнить «Меланхолию» фон Триера, когда героиня Шарлотты Гейнсбур металась в поисках безопасного места, зная, что его просто не существует. Впрочем, сравнивать «Меланхолию» и «Miracle Mile» занятие еще более бессмысленное, чем спасаться на вертолете от ядерных взрывов.





Не смотря на абсурдное и порой даже откровенно глупое поведение персонажей, обескураживающие в своей трэшевости сюжетные обертоны (бегать по улице в 4 утра и вопрошать у случайных встречных «Вы не знаете, кто умеет управлять вертолетом?!» и найдется такой, кто умеет – накачанный бодибилдер, который полетит только если ему позволят прихватить с собой «его принцессу», которой оказывается смазливый мальчик в обтягивающих лосинах из соседнего тренажерного зала) к финалу ближе уже не смешно, а искренне жаль, что весь этот зоопарк накрылся медным тазом. Ну и главное – если есть с кем умирать, то и жил не зря.


P.S. Исторический нюанс, заключающий в себе некую иронию судьбы: премьера фильма состоялась 11 сентября 1988г.

ТРЕЙЛЕР


URL записи