Сказать новое слово в эпическом кино сейчас крайне сложно, всякие варшавские битвы и тарасы бульбы с панорамными съемками тысяч статистов банальны и пошлы. А вот в "Облачном атласе" (2012) от Тоома Тыквера и Энди с Ланой Вачовски новое слово действительно прозвучало. И прозвучало оно прекрасной мелодией.





Для создания эффекта эпичности режиссеры не стали прибегать к съемкам битв или съемкам тысяч статистов по другим поводам. Они ограничились повествованием нескольких историй, имевших место в разное время, и даже в разное столетие. Эти совершенно разные истории, между тем, играют одни и те же актеры. У зрителя это вызывает ощущение того, что герои этих историй являются реинкарнациями одних и тех же людей, а между историями имеют место глубинные прочные связи. Получается вечная борьба добра со злом, в которой участвуют одни и те же персонажи. Вот только добро не всегда побеждает зло. Или всегда? Прямого ответа зритель не получает.

Демонстрация колеса перевоплощений на примере конкретных биографий и создает эффект эпичности. Действительно необычное решение -- несколько живых биографий, а у зрителя возникает ощущение эпического повествования с миллионами статистов, которых, в общем-то, и не было. Рекурсия, как сказали бы математики.

Более всего меня тронула история о молодом композиторе Роберте Фробишере. Он сочиняет секстет "Облачный атлас" -- самое гениальное музыкальное произведение своего времени. Но Роберту не суждено стать известным. В конечном итоге во всем мире останется лишт пару пластинок с этой симфонией и то, не надолго. Этому произведению угатовано уйти в небытие. Почему? -- можем спросить мы. Да потому, что большая часть гениальных произведений уходит в небытие. Гениальные произведения нужно уметь видеть, а чтобы их видеть, нужно самому быть гением, а таких крайне немного.

В большинстве фильмов о гениях повествуется мыльно-фантастические истории о шумном успехе в духе Золушки. Но действительность другая. И между произведением и шумным успехом должен быть арт-диллер, который этот успех и огранизует. Должны быть технологии, обстоятельства. Сам по себе гений обречен на забвение...





URL записи