Здравствуйте.
Это отредактированный вариант поста, посланного ранее на модерацию. Не могли бы Вы опубликовать его, а не предыдущую версию.
Спасибо.
С уважением,
Софья


Польский кинематограф не перестает изумлять. Обнаружила еще одного необычного и мощного польского режиссера - Анджея Жулавски. По первому образованию - философ. Затем учился киноискусству во Франции. Приехал в Польшу, работал с Вайдой. Снял первый фильм в 1971 г. Из-за проблем с цензурой и киновластями переехал во Францию, позже вернулся в Польшу. Потом опять работа во Франции, брак с Софи Марсо, снимавшейся в его фильмах.

Вчера посмотрела его "Шаманку" (1996 г.) - фильм о за- или доразумной женской хтонической стихии, дикой, темной, необузданной, голодной и разрушительной для мужчины, которого засасывает в этот смерч. Попав под власть женщины, он буквально теряет себя, шаг за шагом капитулируя перед ее притягательностью, хищной цепкостью, неодолимой прилипчивостью и способностью заполнять собой все его пространство. Он несколько раз пытается выйти из под власти влечения ("от одной мысли о ней я покрываюсь спермой"), спастись бегством в "нормальную" жизнь, где у него есть есть любящая состоятельная невеста (круглолицая домоустроительница, воплощающая стихию земли опора мужчины на его пути), диссертация, радужные карьерные перспективы, общение с себе подобными, но всякий раз возвращается к той, что выбивает у него из-под ног почву и приносит смерть. Герой в середине фильма говорит о ней, - "она или святая, или одержимая". Конечно, одержимая. Она забирает всю его жизненную энергию. Страсть к ней, как раковая опухоль, замещает все прочие потребности нормального мужского естества - стремление исследовать и покорять мир, создавать новое. Мужская рациональность, воля, сила рушатся под напором безжалостного животного инстинкта женщины, которая в течение фильма почти не разговаривает. В одной из сцен, он просит ее поговорить с ним, но ему не удается толком добиться от нее ничего, кроме вопроса "о чем". Ей нечего сказать, зато есть что прорыдать, провыть, прокричать. Оба страдают и мятутся, но ей удается превратить его самого в топливо для адского пламени своей души. Она пожирает "любимого" и, выплюнув опустевшую оболочку, идет дальше.

Фильм безумный, больной и наполненный массой узнаваемого, но зачастую несформулированного. Он приносит не столько радость узнавания (радоваться особенно нечему), сколько исследовательское удовлетворение от того, что многие процессы, запертые в подвалах подсознательного или бессознательного, берутся за ушко и выводятся, если не на солнышко, то под прицел прожектора. Некоторые посчитали "Шаманку" порнографией. Оно не без того, но, мне кажется, обилие наготы и фрикций далеко не единственные и главные его составляющие. Эти формальные частности используются для проигрывания одного из самых пугающих ахретипических сценариев отношений между мужчиной и женщиной.

PS Ивоне Петри, сыгравшей главную роль, в момент съемок было восемнадцать. Редкой красоты женщина.

URL записи