Альбом: pol |
Картину «Залив» можно охарактеризовать как экологический фильм ужасов.
Интересно, впрочем, то, что режиссер «Залива» - американец Барри Левинсон - прославился как автор ныне уже классической мелодрамы «Человек дождя» с потрясающими Дастином Хоффманом и Томом Крузом в главных ролях. Тогда, в 1988 году, мир узнал, что такое аутизм, а сами аутисты стали чуть ли не героями нового времени.
Вот трогательный Левинсон снимает хоррор. Как ни странно, с отнюдь не ужасным – в смысле качества продукции – результатом.
Исходная ситуация стандартна для жанра: есть тишайший городок Клэридж, штат Мериленд, на берегу океанского залива. Местные жители ловят рыбу, спорят с нечистым на руку мэром, проводят конкурсы на скоростное поедание цыплят. А потом начинается необъяснимая (поначалу), но чудовищная по своим последствиям эпидемия. Правительство и вышестоящие бюрократические инстанции не реагируют. Клэридж брошен на произвол судьбы, или, точнее, не судьбы, а мутировавших паразитов, которые проникают в человеческие тела с чудовищными последствиями.
Как видим, сюжет совершенно стандартный; однако Левинсон воплощает его в строго документалистской манере. Прием после «Ведьмы из Блэр» и «Паранормальной активности» не новый, но применяемый в «Заливе» очень разнообразно: изображение стилизовано под камеры наблюдения, под съемки с мобильных телефонов и с любительских видеокамер (в том числе с повреждениями, якобы причиненными водой), под интернет-ролики, под телерепортаж. С учетом острого, контрастного монтажа получается весьма убедительный эффект присутствия. Еще одно средство нагнетания напряжения, которым Левинсон владеет отменно – звук. Например, вместо того, чтобы проливать лишние галлоны кетчупа, он на фоне безмятежного летнего пейзажа запускает на заднем плане крики агонии – и это бьет по нервам намного сильнее, чем сколь угодно выпотрошенные тела. Одним словом, жуткое кино; крепко сбитое, неприятное и жуткое.
Единственное слабое место – финал; вместо полагающегося ударного завершения – невнятное многоточие плюс несколько потерянных персонажей. Но ведь и «Залив» - это не чистый хоррор, а, скорее, страшилка, заключенная в раму разоблачительного репортажа-расследования. Так что обычная в других случаях завершающая мясорубка, вероятна, не была необходимой.
Так что ужасы у создателя «Человека дождя» вполне получились - равно как и обличение легкомысленного человечества, которое загадило природу настолько, что поставило под угрозу собственное существование.
Дмитрий Десятерик