Московский кинофестиваль: 25-26 июня.
Позавчера был удачный день. Потому что не смотрел конкурс. Правда, практически потерял веру в человечество. Излагать буду не совсем в хронологической последовательности.
Первым сильным впечатлением дня стали "Отморозки" Питера Маллена в секции "8 1/2".
Маллен на сегодня - один из лучших британских актеров; интересующимся рекомендую посмотреть, например, фильм Кена Лоуча "Меня зовут Джо".
Также Маллен - тот редкий случай, когда хороший актер становится не менее интересным режиссером. Снимает он всегда о трудном детстве, всего на его счету три фильма вместе с "Отморозками", и все три хороши, судя по всему - предыдущий, "Сестры Магдалены" - о католическом приюте - получил Золотого льва в Венеции в 2002.
"Отморозки" - это неблагополучные районы в Шотландии в 1970-е. Главный герой - умный и прилежный ученик, а вот старший брат у него - гроза всего района, а отец - алкаш. В определенный момент и младший срывается.Драки стенка на стенку, ножи и кастеты, насилия через край. Фильм очень хорош по актерским работам, по тому, как снято, по сценарию, и смешно, и страшно, и трогательно - все отменно. Правда, некоторый перебор равно как с насилием, так и с финальным морализмом. Но вообще рекомендуется.
Еще хуже - с "Темнокожей Венерой" Абделатифа Кешиша. Фильм очень красиво сделанный, огромный, жестокий и потрясающе безнадежный. Снято по реальной истории о чернокожей женщине Саре Бартман, так называемой "готтентотской Венере" которую показывали в балаганах Лондона и Парижа в начале 19 века. Кешиш последовательно и беспощадно показывает, как жизнь Сары рушится - от сцены к сцене все хуже и хуже. Некоторые кадры просто на грани. Кешиш не просто врезал оплеуху европейцам - скорее, плеснул им - а особенно французам - в лицо концентрированной кислотой. И вместо благообразной физиономии цивилизаторов выщерилась хищная и уродливая харя.
К счастью, еще крутили в прямом смысле старое доброе кино в программе "Социалистический авангардизм", посему сходил я на "Любовь с первого взгляда" - очень поэтичное, очень яркое (буквально - полгорода под фильм раскрасили), очень музыкальное грузинское кино 1977 года. Режиссер - Резо Эсадзе. Эх, ну неужели когда-то снимали с такой верой в человечество? Даже не верится...
26-го дружба со старым кино продолжилась: почти трехчасовая "Татарская пустыня" Валерио Дзурлини (Италия-Франция-ФРГ) - это, конечно, классика (1976 год), такой монументальный военно-магический реализм, экранизация знаменитого романа Дино Буццати. Задумываешься о природе времени, о пространстве жизни и о свободе, о многих вещах. Трудное, опять же, кино, но для просмотра рекомендуемое.
Впрочем, продолжительные форматы - это особенность нынешнего фестиваля. Вот, например, "Лиссабонские тайны" Рауля Руиса - это вообще 4,5 ЧАСА, но каждый отдельный кадр прекрасен настолько, насколько это возможно. Такой сразу и фильм-театр (очень хороши вставки с бумажными куклами в рукодельном-театрике) и фильм-роман, и мастерство тут заоблачное, и все бы чудесно, но столько высидеть живой человек не сможет.
Впрочем, это еще не рекорд - с замиранием сердца жду 450-минутного (!) фильма Белы Тарра "Сатанинское танго".
В конкурсе за эти 2 дня ничего особенного не было. А закончилось воскресенье "Артистом" Хазанавичуса. И это, осмелюсь сказать, было чистое беспримесное счастье. Люди в зале на финальных титрах смеялись, хлопали и танцевали!
Причем от кого-кого, а от режиссера не ожидал: у него предыдущий фильм был дурацкой пародией на Джеймса Бонда, и тут вдруг - изящная, легкая, точная, смешнейшая стилизация под немое кино. Ничего лишнего, фильм просто летит, все роли - от зубов, Дюжарден свою "Ветвь" заслужил в поте лица. Очень хочу, чтобы взяли его в прокат - поведу друзей обязательно.
Сегодня буду смотреть документалистику, завтра черкну пару слов отдельно.
Спасибо за внимание.