Когда я говорю о так называемом «умном» кино, мне очень многое кажется. Чаще всего я не уверена в правомерности своих мыслей в силу отсутствия какой бы то ни было киноведческой образованности. Но свою рецензию на «Меланхолию» Ларса фор Триера я решила написать без выражений «на мой взгляд», «как кажется» или «по моему скромному разумению». И да простят меня высоколобые любители интеллектуального кино: моя игра в кинокритика не столь уж серьезна, потому что мой любимый фильм − «Властелин колец», и я по нескольку раз посмотрела всех Гарри Поттеров.



Итак, «Меланхолия» Триера − это фильм-катастрофа, и весьма оригинальная в своем исполнении. Здесь нет привычных для данного жанра героев и обстановки. Здесь не рушатся небоскребы и мосты, не прилетают военные на вертолетах, не бегут в панике люди и не слышится обращение американского президента к нации. Действие происходит в уединенной усадьбе богача Джона, где он, его жена Клэр, их сын Лео и сестра Клэр, Джастин, проводят последние несколько дней в ожидании столкновения Земли с планетой под названием Меланхолия. И с этой точки зрения фильм, безусловно, удался, поскольку страх одного человека в преддверии конца ничуть не менее, если не более драматичен, чем гибель тысяч людей в исполнении актеров массовки.

Фильм состоит из двух частей: соответственно «Джастин» и «Клэр». В первой части преуспевающая рекламная дива Джастин (в исполнении Кирстен Данст) на своей свадьбе впадает в приступ меланхолии и разыгрывает неубедительную драму на тему «богатые тоже плачут». Она слоняется по дому с унылым лицом, лежит в ванне вместо того, чтобы резать свадебный торт, занимается сексом на поле для гольфа с племянником работодателя и забывает бросить свадебный букет в толпу гостей. В конце концов, она теряет работу, которую, как выясняется, ненавидит, а ее во всех отношениях положительный жених пакует чемодан и уезжает с тихой грустью на лице. Все недовольны и несчастны, и располагает к себе только мать Джастин и Клэр в исполнении великолепной Шарлотты Ремплинг, потому что ее слова хоть как-то мотивируют ее поступки.

Вторая часть фильма немного проясняет причинно-следственные связи. Клэр (Шарлотта Гейнсбур) оказывается любящей и заботливой сестрой, женой и матерью, но она очень боится возможного столкновения Меланхолии с Землей. Увлекающийся астрономией Джон уверяет ее в том, что ученые рассчитали траекторию, и это будет всего лишь fly-by («пролет»), но Клэр никак не может успокоиться. Джастин, наоборот, оправляется от своего приступа и начинает пророчествовать: она, мол, кое в чем разбирается, Земля − это зло, все умрут, но так нам и надо. Когда выясняется, что Меланхолия все-таки столкнется с Землей, жизнерадостный астроном Джон выпивает пузырек со снотворным и оставляет свою семью решать проблему самостоятельно. Просто как владыка Денетор в третьей части «Властелина колец»: «Иди и умри той смертью, которая тебе больше по душе». Кстати, разговор сестер о том, как и где встретить свой конец − это, пожалуй, самый драматичный и убедительный момент фильма.

Я посмотрела «Меланхолию» с удовольствием, потому что он не страшный и красивый. Зеленое поле для гольфа в сумраке ночи, симметрично выстроенные тени, лошади, завораживающий свет, неторопливая размеренная жизнь. Некоторые второстепенные персонажи изумительны, как, например, устроитель свадеб или папа с двумя барышнями по имени Бетти, толстой и тонкой. Второй раз смотреть его не стану, потому что он не интересный. Несмотря на то, что героини фильма явно знают не понаслышке, кто такой Брейгель и Дюрер, и запросто растолкуют образную символику трех дев, лежащих на полу. Вот, собственно, и все, но это мне только кажется, как, собственно, кажется и то, что Ларс фон Триер − отменный женоненавистник, который считает, что все зло в этом мире исходит исключительно от представительниц женского пола. Но за это его вряд ли стоит осуждать.

Объективно не понравилась скачущая камера с постоянным фокусом-расфокусом, от которой в прямом смысле начинает мутить. Забавно-неестественно выглядят диалоги многих героев, когда они трагично шепчут, запинаются и нервно сглатывают: ведь в их тяжелой, хорошо обеспеченной жизни с конными прогулками и игрой в гольф без трагизма − никак! Подкачал и перевод в субтитрах. Вот, например, один из самых запоминающихся ляпов: «бобровая лотерея» вместо «бобовой».

И, наконец, для справки: Меланхолия (от др.-греч. μελαγχολία «меланхолия», из μέλας «чёрный, тёмный» + χολή «желчь; гнев») — в русской терминологии «мрачное помешательство» — термин, обозначавший в начале XX века один из видов психических расстройств. (Википедия)

URL записи