В те времена, когда Эрик Леншерр был бескомпромиссной версией Дона Дрейпера, а Чарльз Ксавье – симпатичным малым с незаурядным интеллектом, и к тому же обладающим выдающимся даром убеждения, они искали свой путь, задавали себе вопросы, делали ошибки – в общем, они были молоды. В это время разразился Карибский кризис, и мир замер на волоске от ядерного удара.
«Люди Икс: Первый класс» - ужасно обаятельное кино, глупое, но крепкое.
Про режиссера Мэтью Вона теперь вспоминают исключительно в связи с его комикс-демаршем «Пипец» - но он и раньше был отличный: снял «Слоеный торт» и «Звездную пыль». Выбор Вона постановщиком приквела киновселенной Людей Икс – блестящ, потому что в руках такого кинодела заиграет любой материал.
Первую скрипку в режиссерском оркестре Вона играют великолепные Майкл Фассбендер и Джеймс МакЭвой. Фассбендера Голливуд рассмотрел после «Бесславных ублюдков» Тарантино и «Центуриона» Нила Маршалла (в котором он куда более заметен, удирая по лесу от Ольги Курыленко).
В «Первом классе» Фассбендер выглядит, как бог – во всяком случае, пока не поменяет дон-дрейперовские костюмы-шляпы и белые штаны на унылую цэрэушную курточку и униформу. Его история – те самые согнутые лагерные ворота из первой серии и нацист-наставник – без лишних объяснений заставляет прочувствовать ту жажду независимости и ненависть ко всяким формам коллективов, которые он превратил в свое дело.
Ясен, как на ладони, и характер профессора Ксавье – с самого детства он учился воздействовать на людей и сподвигать их следовать внутреннему идеалу, однако мотивы Ксавье (и это большая заслуга фильма) кажутся сложнее обыденной role model «лидера хороших».
Самое обидное, что «Первый класс» полностью проваливает линию Мистик. Вместо сексуальной грёзы – Ребекки Ромин с её грацией дикой кошки на роль юной Рэйвен позвали какую-то деревенскую Дуньку с пухлыми щечками, которая в образе Мистик выглядит даже не смешно, а просто никак. Единственное оправдание этому содержит сценарий – Рэйвен должна смущаться своей синюшной мутации и мечтать стать нормальной девочкой – но для этого не обязательно надо было делать её тупой свиньей: следующие фильмы этому противоречат, там в Мистик слишком много злого рока – а это не приобретается с годами.
В остальном фильм почти везде хорош. Лучшие части – ганнибал-лектеровская дорога мести Эрика Леншерра в начале, когда он – безупречно холодно-стильный – ходит по бывшим нацистам и методично делает им больно; набор мутантов в школу в особняке Ксавье (Эрик с Чарльзом отжигают вместе плюс фееричное камео кое-кого знакомого) и обучение каждого управлять собственной мутацией.
Карибский кризис шикарно размашист – корабли-корабли, ракета в палубу, Магнито вытягивает подлодку из воды – но там мне хватает драматизма, стилистики, эффектов, чтобы вышел незабываемый финал.
Однако и с тем, что есть, «Люди Икс: Первый класс» сносят крышу и вызывают желание по- или пересмотреть все предыдущие части немедленно – а потом еще пару раз сходить на фильм в кино. Меня «Первый класс» сделал поклонником Людей Икс, и я очень жду продолжения
В заключение – пару слов про мораль. Фильм Вона, несмотря на довольно наивный комиксовый лад, сообщает исключительно мощное откровение, выходящее далеко за гранки сценария. Эрик Леншерр говорит Рэйвен/Мистик и всем нам: «Если тратишь пол-силы на то, чтобы выглядеть нормально, на то, что ты делаешь, останется только половина».
Вселенная людей Икс стоит на том, что у каждого мутанта есть какая-то выпяченная сверхспособность, а остальное – проблемно и слабо. Если выразить ту же мысль не так поверхностно-явно, каждый живущий – мутант, потому что он в чем-то псих.
Секрет в том, что нормальных людей в мире не существует – есть только дураки и психи. И в этом вялом бесцельном мире без супергероев лучше уж быть психом, чем дураком.