Хайдену Кристенсену посвящается:
учись, тряпка, как на темную сторону переходить!
(из одного отзыва к фильму)
учись, тряпка, как на темную сторону переходить!
(из одного отзыва к фильму)
С сегодняшнего дня я начинаю писать цикл статей про фильмы, которые были номинированы в этому году на самый раскрученный в мире киноприз - премию американской киноакадемии Оскар. Поскольку фильмов отрецензировать нужно немало, рецензии будут несколько короче, чем обычно. Начну свои обзоры с фильма, получившего довольно противоречивые отзывы - Черного Лебедя.
Перед фильмом я почитал рецензии критиков и мнение зрителей в интернете - не понял абсолютно ничего. Половина рецензентов писала, что фильм крайне неприятный, другие восхищались игрой Натали Портман и называли фильм гениальным и писали что он дал им потрясающий эмоциональный заряд. Забегая вперед, я напишу, что себя я отношу скорее ко второй части. Но обо всем по порядку.
28-летняя Нина Сейер танцует (ну или балеринствует) в труппе Нью-Йоркского балета, который ставит «Лебединое Озеро». Прима балета, в которой я с громадным трудом узнал Вайнону Райдер, находится в довольно преклонном возрасте для балерины, да и перманентно пребывает в алкогольно-наркотическом угаре, вспоминая молодость. В один прекрасный день ее отстраняют от главной роли. Теперь на нее претендуют несколько балерин, среди которых Нина.
Партия примы в «Лебедином Озере» подразумевает сразу два амплуа: «Белого» и «Черного лебедя». Главный хореограф труппы Тома Леруа считает, что Нина идеально подходит для роли Белого Лебедя, но для Черного ей не хватает страсти, разнузданности, и вообще она слишком фригидна для этого образа. Также на эту роль претендовала молодая амбициозная балерина Лили, которая пытается навязать Нине свою дружбу. Она обладает и темпераментом и нужной харизмой, но ей не хватает техники.
В итоге Леруа все-таки выбирает Нину, но пытается оказать на нее давление и всячески ее развратить – целует ее, обвиняет (и небеспочвенно) во фригидности, то заставляет ее самоудовлетворяться, в общем, пытается раскрыть самую темную сторону ее личности. С другой стороны Нина находится под жестоким контролем своей матери, неудачливой балерины, которая живет ради дочери и как это происходит в таких случаях всячески мешает ей жить. В результате, она вырастнет закомплексованной девочкой, познавшей любовь только розового плюшевого поросенка. У нее сформирован комплекс отличницы и она привыкла делать все, что говорят мама с учителем, даже если он ей говорит ласкать свою ... ну вы меня поняли...
Основная идея фильма о том, как отличница и комсомолка Нина постепенно идет по пути саморазрушения, проходя через шизофрению, галлюцинации и другие испытания. Шаг за шагом она уничтожает свою личность ради того, чтобы "обрести совершенство" и сыграть главную роль в своей жизни.
Совершенно крышесносящий фильм. Местами до мурашек жуткий, пропитанный эротизмом, необычайно атмосферный и завораживающий. Шаг за шагом нас затягивает в мутный туман психоза героини. Складывается ощущение, что ты находишься внутри сумасшедшего разума. В фильме переплетаются реальность и воображение и иногда не понятно, было ли происходящее на самом деле или это плод воображения главной героини. Оживающие картины, вырастающие крылья, появляющаяся гусиная кожа, до самого конца фильма неясно, то ли Нина одержима каким-то демоном, то ли она просто шизующая балерина.
Натали Портман идеально подходит на роль отличницы, которая не может преступить через себя. Великой актрисой Натали никогда не была, но как раз здесь ей нужно показать, что она работяга, которая достигает всего трудом и сыграть Черного Лебедя она сможет лишь переступив через свой рассудок. Не знаю, насколько был справедлив Оскар в ее случае, но претензий по фильму к ней нет никаких: он даже не играет, а живет в этой роли и представить на ее другую актрису я просто не смогу.
Мила Кунис, обладающая звучной фамилией (на фестивале в Венеции шутили, что она получила приз "за лучший кунилингус", сыграла очень прилично, хотя назвать ее работу гениальной все-таки нельзя. Кстати, полное имя Милы - Милена Марковна Кунис и она родилась на Украине, а ее родители выиграли какую-то грин-кард лотерею в СССР и в 1991 году переехали в Лос-Анжелес. Ее персонаж – типичная дерзкая молодая балерина, которая всячески подсиживает свою соперницу за звание примы, то строит ей козни, то пытается подружиться и затаскивает ее в ночной клуб. Интеллектеллектуально-благородное лицо Портман на редкость удачно контрастирует в кадре с нагловатой физиономией Кунис, за которой похоже надолго закрепится образ хамоватой и пробивной фамм-фаталь.
Венсан Кассель исполнил роль самого себя, похабного режиссера, который использует любые методы, чтобы заставить балерину достичь максимума, и вообще непротив использовать свое служебное положение в корыстно-плотских целях. Получилось действительно здорово. Из Венсана вышел эдакий порочный дьявол-искуситель, который предлагает в обмен на роль пожертвовать балерину своей чистой душой и погрязнуть в разврате.
Мамаша Нины, сыгранная Барбарой Херши выглядит именно так как должна выглядеть женщина средних лет, не реализовавшаяся что в личной жизни, что в профессионально. Она поработила дочь, чтобы заставить ее сделать то, что она в свое время не смогла сама - стать великой балериной.
О том, что в фильме играет Вайнона Райдер я узнал только из рецензий на фильм. Вайнона получила пару Золотых Малин за «выдающиеся» роли в начале 2000-х, после чего надолго пропала из виду общественности. В этом фильме она играет впавшую в депрессию и алкоголизм бывшую приму балета, которая не может смириться со своим уходом. Получилось очень неплохо. Я бы даже сказал, что это лучшая роль Райдер из тех, которые я видел. А от сцены в больнице ( кто видел, тот поймет) просто мурашки по спине бегают.
Визуально фильм сделан превосходно. Многим не понравилась трясущаяся манера съемки, но на мой взгляд она создает эффект присутствия в фильме и добавляет реалистичности происходящему на экране, а заодно позволят в ряде сцен использовать дублерш вместо настоящих артисток. Шизойдные галлюцинации Нины сделаны настолько натурально, что в некоторые моменты пугаешься больше, чем от самых страшных фильмов ужасов. Оживающие картины с какими-то монстрами, лебединые лапы и крылья, неожиданно вырастающие у героини, все выглядит очень реалистично и поэтому ряд зрителей назвали фильм откровенно омерзительным, а многие даже недосмотрели его до конца. Саундтрек идеально ложится на повествование фильма. Единственная причина, почему саундтрек не номинировали на Оскар - большая часть композиций переделанные кавер-версии "Лебединого озера" Чайковского. Эта гениальная музыка не покидает зрителя в течение всего киносеанса и даже через некоторое время после него, за что отдельное спасибо композитору Клинту Мэнселлу.
Таким образом, режиссер Ароновски выдал очередной душевный фильм на производственную тему после невероятно успешного "Рестлера". Ему удалось показать насколько ужасен мир балета изнутри: подсиживания, эмоциональные расстройства, склоки, и наконец тернистый путь к совершенству через полное саморазрушение. Срывая занавес неприличия, он выставляет все на показ, не стесняясь данного действия, а наоборот усиливая его эффектность... Фильм однозначно заслуживает внимания, каждый в этом фильме найдет что-нибудь для себя: кто-то в этом фильме узнает себя или кого-то из близких, кто-то задумается о проблемах, поднятых в нем, кого-то пленит напряженность фильма, ну а кто-то просто насладится балетными сценами и великолепной актерской игрой...