Фильм A.I. Стивена Спилберга разительно отличается от всех фильмов этого режиссера. Он слишком драматичен, слишком многомерен. Снять этот фильм задумывал великий Стенли Кубрик. Права закончить этот фильм унаследовал Спилберг. Фильм, поэтому, получился довольно кубриковский -- со сложнми диалогами и непростым сюжетом.
В этом фильме описывается техногенная цивилизация, в которой мыслящие роботы стали частью не только нашей профессиональной деятельности, но и быта. Робототехники при этом борются над усовершенствованием искусственного разума. Теперь их задача -- не только самообучающиеся машины, заменяющие человека в той или иной сфере, но и машины, способные на подлинные человеческие чувства. Прототипом такой машины становится робот-мальчик.
После создания машин, способных на переживание глубоких человеческих чувств, оказывается, что человек уже не нужен совсем. Обычно, словами "человеческий", "человечность" мы обозначаем способность людей на какие-то возвышенные поступки -- милосердие, бескорыстную заботу. Но человек все-равно был и останется животным. У нас есть биологический субстрат, который налагает предел не только нашему интеллекту, но и проявлениям нашего сердца. У роботов нет биологического субстрата, нет инстинктов. Они чисты. Они не животные. В результате робот, способный на глубокие человеческие чувства, становится совершеннее человека во всех смыслах. С появлением таких машин наступает новая цивилизация -- цивилизация чистого разума и чистого сердца.
Работая над созданием искусственного разума, мы пытаемся создать того, кто будет лучше человека во всем. Время таких машин скоро придет и мы, люди, исчезнем с лица Земли как обычные вымирающие животные. Кант был прав: чистый разум не способен на безнравственные поступки. Такие машины будут идеальны!