"Джон и Мери" год 1969
С фильма "Тутси" я полюбила Дастина Хоффмана. Дабы эта любовь окрепла, я решила более полно ознакомиться с его творчеством. Знакомство началось с фильма "Джон и Мери", заявленном как драма и со скудным описанием "Джон и Мери случайно знакомятся в баре и той же ночью их отношения перерастают в интимные. На следующий день каждый по своему переживает произошедшее ночью. Каждый вспоминает свою предыдущую любовную историю. И только вечером встретившись и вернувшись в постель, понимают, что не знают даже имён друг друга." То есть интриги в фильме нет и я решила, что изюминка сего повествования будет заключаться в психологизме и натурализме. И я приступила к просмотру.
Во-первых, надо обязательно помнить о том, что год 1969 и кинематограф изменился, как ни крути. Таких фильмов сейчас не снимают. В то время он, возможно, был как глоток свежего воздуха и новый взгляд. Сейчас взгляд этот кажется наивным и задорным, как пионерские лозунги. Да. Для того, что бы понять чем же дышат герои фильма, нужен небольшой экскурс в историю Америки тех лет. Сказать честно, после просмотра я поспешила ознакомиться с данным вопросом, что помогло лучше понять героев и почувствовать атмосферу фильма. Америка конца 60 годов это правительство Кеннеди, это борьба во всех сферах - борьба за гражданские права, студенческие движение, борьба за права чернокожих, борьба против войны во Вьетнаме. Это начало движения хиппи. Это первые джинсы и грубые ботинки, это первая мода на цвет "хаки", который можно носить не имея отношения к армии. Это феминизм. Это стремление к самовыражению и новый взгляд на деньги и изобилие, которые не могут даровать счастья и сотни молодых американцев пускаются на поиски свободы, бросая престижные университеты и полные чаши родительских домов.
На фоне всех этих настроений разворачивается довольно незатейливая история двух молодых людей, которые знакомятся в баре, выпивают, общаются (кстати, на тему фильма Годара "Уикенд" и он в моем списке следующий) и просыпаются на утро вместе. В фильме много кусков- иллюстраций. Они рассказывают о жизни этих двоих до их встречи. О матери Джона, которая была "святая женщина" и об отношениях Мери с женатым мужчиной, метившим в политические лидеры. Практически все основное действие происходит в квартире Джона. Там молодые люди слушают музыку, едят и общаются, стараясь узнать друг друга лучше. В этом есть некая "сказочность" всей истории. И в том, как Джон бросается искать Мери, толком не зная адреса и полагаясь в поиске лишь на ее описания, тоже есть нечто сказочное и трогательное, что, впрочем, не мешает быть этому фильму довольно серым. Для драмы в нем маловато драматизма, для мелодрамы сентиментальных эмоций. Повествование ровное, будто прямая асфальтированная дорога где-нибудь в Америке.
Есть ощущение, что молодой актер Дастин Хоффман, спустя много лет сыграет самого себя того периода в фильме "Тутси". Такая в игре претенциозность, продуманные позы, взгляды. Пока нет легкости, которая позволяет поверить, что это Джон, молодой дизайнер, телец по гороскопу, старающийся узнать незнакомую девушку с которой провел ночь, а не начинающий, но уже подающий надежды, актер Дастин Хоффман, сын евреев эмигрировавших из Одессы.
Мия Фэрроу, уже довольно признанная и сыгравшая "женщину, родившую дьявола" в фильме "Ребенок Розмари" не произвела впечатления. Угловатая ссутулая Мери, с постоянно приоткрытым ртом, будто у нее аденоиды, хлебающая вино огромными глотками с милой привычкой облизывать верхнюю губу кончиком языка, осматривающая квартиру Джона с внимательностью сыщика...
Нет, я решительно не в восторге.