Хорошая кувалда всегда в хозяйстве пригодится

(из одного из отзывов к фильму)

 


В последнее время дико не хватает свободного времени, чтобы написать хоть одну более менее вменяемую рецензию – фильмов-то я просмотрел больше, чем достаточно. Вчера имел счастье сходить на комиксойдно-мифологическую сказку под названием «Тор». Скажу честно, предысторию этого фильма не знаю и знать особо не хочу.



Вдоволь надругавшись над греко-римской мифологией, Голливуд взялся за скандинавскую. Фильм является экранизацией каких-то очередных марвеловских комиксов про то, как дух бога скандинавской мифологии Тор, набедокурив в своем божественном измерении под названием Асгард, попадает в ссылку на землю в тело зачуханного студента-заучки Дональда Блейка. Правда создатели Тора справедливо посчитали, что фильмов про внезапно окрутевших ботаников и так пруд пруди, и оставили от бедного студента одно воспоминание. На главную роль Тора взяли блондинистого бугая, позвали на вторые роли известных актеров,  дикие деньги вбухали в спецэффекты, ну и усадили в режиссерское кресло некого товарища по имени Кенет Бана, который промышлял в прошлом экранизациями Шекспира. Чего из этого получилось? Да в общем-то, чего и ожидалось. Шекспировские страсти и бум, бах, тарарах аж в трех измерениях...


Давным-давно в далекой-далекой галактике в некотором царстве-государстве Асгарде жили-были два брата: старший, по имени Тор - настоящий мужик, который и в морду даст, и молотом гвоздь забьет, и бочку ерша выпьет, не моргнув.  Другой брат - сволочь, интриган и аморал Локи, который пиво не пьет, с женщинами не гуляет и вообще какой-то не от измерения сего. Как-то так сложилось, что в Асгарде правил их отец – одноглазый бородатый старикан по имени Один. А еще в Асгарде была самая политкорректная армия во всех измерениях: тут тебе и негры, и японцы, и женщины. Наверное, у них там еще были  латиносы, карлики и лесбиянки, но, к сожалению, их не показали - видимо еще не дослужились до армейской верхушки.

 


В это самое время на соседней планете под названием то ли Йоханхайм, то ли Йогуртхайм жила непонятная банда голубых переростков-отморозков, гордо называющих себя ледяными великанами,  которых мороженным не корми, но только дай кого-нибудь завоевать. Вторгались они то туда, то сюда, но каждый раз на их пути оказывался одноглазый дед. Ниче они не могли с ним поделать... В результате, Один разгромил верхушку правления великанов, убил самого голубого из них и забрал из их святилища квадратную мерцающую хрень. И воцарились мир и благоденствие в далекой галактике…

Прошло лет тысячу… Одину эти все локальные разборки наскучили и решил он уйти на пенсию. Однако когда он собрался водрузить корону на блондинистую голову Тора, во дворец Асгарда вероломно проникли голубые, чудом не завладев своим главным артефактом. Тор несколько обиделся... И решил он наказать подонков, сорвавших его коронацию, устроив им на планете небольшой геноцид. Но асгардскому элитному спецназу в составе Тора, Локи и их четверых собутыльников почему-то не удалось уничтожить Йотунхайм и если бы папашка Один не появился явился голубым в полном военном облачении, то не было бы ни фильма, ни комиксов про Мстителей, ни кучи всякой сопутствующей сувенирной атрибутики, и компания Марвел бы потеряла огромное количество денег.



Отец с ужасом посмотрел на сына, поняв, что собственноручно вырастил асгардский аналог Иосифа Виссарионыча, и сын, дорвавшись до власти загонит всю асгардскую алкобратию в такой гулаг по сравнению с которым Сибирь покажется Куршавелем. Почесав свою рогатую репу, Один принял судьбоносное решение – отправить нашкодившего сына на стажировку в Штаты изучать демократию. Теперь Тору предстоит в самом прямом смысле спуститься с небес на грешную землю, помочь Натали Портман написать диплом, подраться с црушниками и спасти мир… 


Оценивая этот фильм, зрители разделились на две непримиримые части: одни (особенно злобствовали любители скандинавских мифов и культуры) клеймили комиксойдного Тора за несоответствие мифам, за негров с китайцами, за излишнюю пафосность и за некоторую деревянность и туповатость глвного героя. Другие (среди которых большинство поклонников Марвеловских комиксов) с пеной у рта доказывали, что ничего волшебнее Асгарда в жизни не видели, Тор – мужик (или лапочка, в зависимости от пола рецензента), Портман – «няшка» , Локки – охренительный злодей, а все, кто гундосят на фильм, – зануды и ничего не понимают в настоящем кинематографе.

Моя позиция где-то посередине. Я не буду писать о девиациях, которым подвергли скандинавские мифы продюсеры фильма, бог с ними. Я тоже не читал в оригинале Песни Эдды или как там они называются, и с персонажами Одина, Тора и Локки знаком по большей части из популярной культуры, а фильм все-таки по комиксам снимался. Но тем не менее мне показалось, что фильм не хватает какой-то легкости и иронии. Кино фактически распадается на две части: Асгардско-иотунхаймская часть получилась какой-то уж слишком детско-пафосной сказкой, а земельное повествование вообще получилось мутно-скомканным, а уж, простите за спойлер, неземная любовь протагониста к персонажу Натали Портман и вовсе кажется притянутой за уши. Помимо простого как два пальца сюжета, немного разочаровали актеры, от которых я ожидал несколько большего.



Тора играет 27-летний качок Крис Хемсворт. Весь фильм он очень грозно хмурится, ходит в развалочку, когда надо ударит, когда надо торс обнажит. Не сказать, что он показал выдающуюся актерскую игру, но смотрелся вполне на месте – женская часть аудитории будет в восторге, у мужской половины он хотя бы не вызовет откровенного отторжения. Изначально на эту роль планировался Ченннинг Татуум, но его, слава богу, прокатили - ушастого Тора с глупой физиономией и напрочь отсутствующим актерским талантом я бы не вынес.



Я не знаю, какой жуткий финансовый кризис постиг Натали Портман, что она снимается уже в четвертом фильме за четыре первых месяца: может мафия на нее наехала, может ей просто дома заняться нечем… В общем, звание главной кинематографической стахановки она уже с лихвой заслужила, а если Натали будет продолжать пахать такими темпами, то она заработает денег на олигархическую старость даже своим прапраправнукам, ну или она настолько всем надоест, что на ее через пару лет смотреть никто не сможет... Насколько я понимаю, единственное, зачем в фильме нужна Натали в данном кине, это дополнительный пиар. Какого-то откровения она собой не явила, кого вместо нее не поставь, сыграет как минимум не хуже…
 

Выделять кого-либо в банде Тора смысла не имеет. Их очень хорошо описал один персонаж фильма: Зена, Робин Гуд и Джеки Чан. А четвертого я бы назвал помесью толкиеновского Гимли и Портоса. Довольно проходные персонажи, нужные лишь для массовки, чтобы хоть как-то разбавить бугристую харизму Тора, т.е. чтобы он элементарно не надоел за 2:30 часа хронометража фильма.

Среди всей Асгардской тусовки выделяется Хаймдалл – хранитель радужного моста. Наверное, следует оставить в стороне вопрос, чего делает негр в роли скандинавского бога, в, конце концов боги не обязаны тоже быть скандинавами, тем более, что персонаж получился очень яркий и харизматичный. Правда согласно всем мыслимым канонам (и мифы и комиксы) Хаймдалл один из сыновей Одина, но будем считать, что Один аки интергалактическая Анжелина Джоли периодически усыновляет голодающих детей из самых далеких измерений.  Посему политкорректно наречем Хаймдалла почетным афроскандинавом. 

 


Папашку Тора одноглазого Одина сыграл Энтони Хопкинс. Я понимаю, что старик уже давно заработал себе репутацию и имеет полное право зарабатывать деньги как ему вздумается, но... Уже какая по счету блеклая роль мэтра. Ничего особенно кошмарного Хопкинс в этой роли не сотворил, но каждый фильм ждешь от него чего-то особенного и все чаще обманываешься.

Главным антагонистом Тора является его младший брат Локи. С одной стороны вроде к актеру особых претензий нет, кроме внешней похожести на Меньшикова, с другой стороны с первого своего появления в кадре он ходит с таким злодейским выражением морды лица, как будто хочет сказать: «Я вас всех предам. Не верьте ни единому моему слову. Я подонок». Для сказки это не такой уж криминал, но все-таки…

Университетская компашка Портман состоит из алкогольно-дебоширистого шведского профессора и аспирантки экономфака в роли которой снялась актриса Кэт Деннинг. Полазив по форумам, набрел на нижеуказанную фотку. И теперь я считаю, что режиссер позорно провалил роль этой выдающейся актрисы. Совершенно не раскрыл персонаж!




Таким образом, складывается довольно странное впечатление – актеры все яркие и харизматичные, но играют, как бог на душу положит. Ну и отдельно следует выделить ужасающую российскую локализацию, которая сводит на нет и так не особенно большие потуги актеров.

Зато визуально фильм невероятно красив. Художники и дизайнеры постарались на славу. Асгард потрясает своей красотой и мощью. Каждая деталь города прорисована с тщательности знаменитого левши. Асгардские пейзажи можно часами рассматривать, не отрываясь, с раскрытым ртом. С миром Пандоры не сравнить, но довольно близко к этому. Костюмы воинов сделаны очень стильно, если в трейлерах они смотрелись несколько искусственно, то в фильме. Голубые гиганты подозрительно напоминают джинна то ли Исполнителя Желаний, то ли нарнов из Вавилона 5, но это уже мелочи, к которым особо не хочется придираться.

  

Экшена, конечно, меньше, чем могло быть, но то, что есть, сделано просто здорово. Особенно понравилась некоторая плавность постановки - можно было разглядеть каждый удар в мельчайших деталях. Финальное чукалово на Земле подозрительно напоминает бэевских Трансформеров, но это скорее плюс, чем минус для кино подобного жанра. Как в большинстве фильмов, кроме, пожалуй, Аватара и Алисы в стране чудес 3D сделано сугубо для того, чтобы срубить бабла с целевой аудитории и ничего принципиально нового не приносит. Но хоть глаза не болят, на том уже спасибо.

Подводя итоги по этому фильму, хочется сказать, что он относится к разряду «Зацепит или не зацепит». Если вы все еще любите сказки, если у вас еще замирает сердце, когда накаченный герой в крылатом золотистом шлеме с ясным взором могучим ударом молота сминает в лепешку негодяев, а затем проникновенно смотрит на свою возлюбленную, то вы будете в восторге от этого фильма, если же вы, не дай бог, начнете задумываться о логике происходящего на экране, о целесообразности негров в древнескандинавских мифах, о любви к Тора к Портман с первого взгляда, то, если вовремя не принять значительную дозу горячительного, просмотр данного кина будет безвозвратно испорчен...



URL записи