Мануэль ди Оливейра, к сожалению русскоязычным зрителям известен только в узких кругах. Его даже если и почитают, то чаще за долгожительство, чем за сделанные им картины. Между тем, при более близком ознакомлении, ди Оливейра оказывается одним из крупнейших режиссеров мира, причем как 20-ого, так и 21-ого века. Любопытно, что за первые 70 лет своей жизни Оливейра снял не так уж и много (всего пять-шесть полнометражных) фильмов, однако после пересечения этого рубежа, примерно с 1980-ого ощутил, по видимому, некий творческий прилив, с тех пор и по сей день снимая по фильму в год. Оливейра единственный режиссер, дважды(!) получавший почетного Золотого льва кинофестиваля в Венеции, и это не прибегая к «уловкам» Ромена Гари, ставшего в какой-то момент Эмилем Ажаром (настоящее имя которого, и вовсе, Роман Касев).
В своем фильме 1975-ого года «Бенилде, или Святая Дева», который, вполне возможно, является переломным, одним из самых значительных в творчестве великого португальца, он обращается сразу к нескольким «глобальным» проблемам при помощи минимума изобразительных средств.
Это история о юной девушке Бенилде, считающей себя избранной Богом (она слышит Голоса, ее посещают видения). А вскоре когда местный доктор подтверждает ее беременность, начинает утверждать, что ребенок ее является не сыном человека, но Бога.
Агностическая драма наполненная «праведным пафосом» и размышлениями религиозно-философичного характера, с одной стороны, изящное иронизирование режиссера над этими самыми размышлениями и традициями прошлого, с другой, исследование отношений в социуме, семье и браке, с третьей, кинометафора исторического пути родины ди Оливейры, с четвертой.
Знаковость этой ленты проявляется также в том, что именно благодаря ей, гораздо лучше понимаешь концепцию, посыл более поздних работ ди Оливейры, в частности «Причуд одной блондинки». Как в «Бенилде», так и в «Причудах» Оливейра, мастерски используя свой собственный киноязык, расставляет обманки для зрителя (например, фальсификация времени и места действия).
И самое удивительное состоит в том, что это произведение ди Оливейры великолепно при любом раскладе: рассматривай его, как гениальную мистификацию, исследование отношений семейственных или религиозную драму.