Я никогда особенно не любил франшизу под названием «Форсаж». Первая часть была откровенно слизана с классного фильма «На гребне волны», спасли ее только впечатляющие гонки, да харизматичный герой Вина Дизеля, который после этого стал звездой. Вторая часть получилась дурацкой – Дизеля не было, гонки стали на порядок хуже, а гламура прибавилось. В третьей снялись уже другие актеры, гонок добавилось, и на выходе получился лучший, по моему мнению, фильм всей серии. Только вот зрители почему-то посчитали иначе и «Токийский дрифт» фактически провалился в прокате. Боссам компании Юниверсал не очень-то хотелось терять такой прибыльный проект, поэтому два года назад франшизу перезапустили с оригинальным составом актеров. В результате мы увидели достаточно тоскливый и одноразовый боевичок, который, тем не менее, собрал весьма внушительную сумму. Сразу стало ясно, что продолжение неизбежно.
Зрителям обещали чего-то необыкновенного и крышесносящего – собрали почти всех главных героев из предыдущих частей, подписали рвавшегося вернуться в жанр экшн Дуэйна «Скалу» Джонсона и великолепного Хоакима Де Альмейда (незабываемый Бучо из «Отчаянного» Роберта Родригеса) на роль главгада, выпустили впечатляющий трейлер… А в итоге получился донельзя заштампованный, подражательный и на редкость невнятный винегрет из самых разнообразных фильмов, от «Падения черного ястреба» до «Угнать за 60 секунд» и «Мальчиков-налетчиков». Создатели видимо решили надергать из разных боевиков по штампу и смешать все в одну кучу, чтобы все вдруг обалдели. Самое страшное, что именно это и произошло. Фильм уже окупился, будучи в прокате всего две с небольшим недели, и умудрился по итогам голосования пользователей попасть в топ-250 самых лучших картин всех времен и народов на кинопоиске. Откровенно скажу вам, что я поражен до глубины души. Разъясню почему.
Поймите меня правильно. Мне нравятся чисто развлекательные фильмы, которые не требуют большого напряжения мозгов, но только если там играют классные и харизматичные актеры или присутствуют шикарные диалоги. Про зрелищность я уже в данном контексте не говорю. Тогда вполне можно закрыть глаза на отсутствие оригинальности в сюжете. Ярким примером этого является картина Сильвестра Сталлоне «Неудержимые». Это типичный боевичок восьмидесятых, только снятый в наши дни, но экшн, диалоги и особенно харизма актеров затмевают для меня все. Поэтому я готов пересматривать его бесконечно, и он действительно этого достоин. А что я увидел в «Форсаже 5»? Я увидел там дурацкий даже для боевика сценарий, на редкость дубовые диалоги, которые не раз и не два вызывали у меня гомерический хохот, практически полное отсутствие какой-либо харизмы или пристойной игры актеров и до кучи – совершенно неуместный пафос. Предыдущие части и так, мягко говоря, не отличались какими-либо изысками, но эта безбашенно-молодежная атмосфера уличных гонок, рэпа, особенно в третьей части, что греха таить, притягивала. Здесь этого почти нет, создатели захотели снять крутой драматический боевик. Но их потуги смотрятся довольно жалко. Нет там никакой драмы, есть только пафос и семейные ценности, которые вызывают только отторжение своей наигранностью и приторностью.
Ситуация с актерами тоже не фонтан. Пол Уокер сер до невозможности, как, впрочем, и всегда, и на крутого полицейского вне закона не тянет ни разу. Вин Дизель оставил плачевное впечатление. Его карьера однозначно катится под откос, он совершенно не похож на себя самого десятилетней давности, когда он прославился на весь мир практически в одночасье и стал в глазах любителей боевиков одним из наиболее вероятных преемников стареющих Шварценеггера и Сталлоне. Ничуть не лучше Дизеля выглядит и «Скала», который в роли этого карикатурного спецназовца порой просто смешон. Этим парням должно быть стыдно, если Дольф Лундгрен, в вышеупомянутых «Неудержимых» появившийся буквально на 3-4 эпизода, в свои 50 лет не только остается в прекрасной физической форме, но и демонстрирует такую мощь и харизму, что оставляет их далеко-далеко позади. А ведь успешных фильмов у него кот наплакал, да и снимался он больше десяти лет в непритязательных картинах класса Б, выходящих сразу на видео. Персонаж Тайриза Гибсона, которого поклонники франшизы должны помнить по второй части, в пятой откровенно подражает Эдди Мерфи времен «Полицейского из Беверли Хиллз». Тут и шутки несмешные, и у Гибсона нет даже толики того комического таланта, каким обладает Мерфи. Немного поправляют ситуацию Тего Кальдерон и Дон Омар, сыгравшие двух придурковатых бразильцев, помогавших главным героям. Вот они-то и смотрелись прикольно и забавно. Также хотел бы еще отметить Хана, которого сыграл Санг Кенг. Персонаж получился симпатичным и запоминающимся. Де Альмейда из роли главного злодея выжимает все, что можно, но все равно его герой получился опереточным. Но вины актера в этом нет.
С экшном вроде бы все в порядке – вереница перестрелок, трюков и погонь скучать не дает, однако и здесь создатели, на мой взгляд, напортачили, применив трясущуюся камеру и крупный план. Благодаря этому, например, в сцене драки героев Дизеля и Джонсона, мы можем видеть каждую складку на их бритых головах, каждую капельку пота, но только не саму драку. И это не есть хорошо.
В заключении я хотел бы выразить надежду, что ажиотаж вокруг этого фильма в скором времени спадет, так как восторженных отзывов он совершенно не заслуживает. «Форсаж 5» - пустой, одноразовый боевичок, не посмотрев который вы ничего не потеряете. Уже известно, что в производство запущена последняя, шестая часть, но ее я смотреть не собираюсь. Хватило с меня уже «крутого боевика».