Продлись, продлись, очарованье!
Поначалу кажется, что это воспитательный фильм для абитуриентов и их родителей о выборе между академической стезей и карьерой предпринимателя. На самом же деле, перед нами остроумная история с подвохом, где спор о теоретиках и практиках не более, чем фон.
Лондон, шестидесятые годы. Способную девочку из небогатой семьи (Carey Mulligan) приняли бесплатно в престижную частную школу. Девочка очаровательна: остроумна, самокритична, любознательна – шестнадцатилетний ребенок со всеми признаками взрослого интеллигента. Родители совсем другие. Они читают и думают гораздо меньше дочки, но убеждены: ее ждет Оксфорд, и этой идее подчинена вся семейная жизнь. Мама, тем не менее, очаровательна в своем простодушии. Папа – ограниченный, деспотичный – тоже по-своему трогателен.
Однажды, возвращаясь с репетиции (девочка играет на виолончели, чтобы при поступлении указать в своем резюме возвышенное хобби), героиня знакомится под проливным дождем со взрослым мужчиной (Peter Sarsgaard). Мужчина очарователен: высшего образования он, правда, не получил, но это не помешало ему вырасти ценителем прекрасного и стать преуспевающим арт-дилером. Он водит девочку по симфоническим концертам, аукционам, книжным магазинам. Его партнер по бизнесу тоже мил и начитан. Девушка партнера невежественна, но до чего очаровательна! Родители героини, все на свете запрещающие, неожиданно тоже проникаются симпатией к взрослому поклоннику дочки, и на свой семнадцатый день рождения она отправляется лишаться невинности в Париж. А потом, получив предложение руки и сердца, решает забросить учебу и мечту об Оксфорде. Ведь образованным человеком можно вырасти, не теряя столько лет на кампусе?
Поначалу кажется, что это воспитательный фильм для абитуриентов и их родителей о выборе между академической стезей и карьерой предпринимателя. На самом же деле, перед нами остроумная история с подвохом, где спор о теоретиках и практиках не более, чем фон. Русское название, кстати, идею фильма не передает совершенно. Он не про воспитание чувств и даже не про чувства воспитуемых. Он – про видимость, статусность, неоднозначность. История неожиданная и отчасти безжалостная.
Попав под обаяние фильма, я кинулась читать автобиографическую книжку журналистки Lynn Barber, по которой он был снят. Книжка, увидевшая свет уже после выхода фильма, оказалась злая и резкая. Досталось всем: родителям, любовникам и даже создателям фильма: за то, что не воспроизвели дух книжки. Суровая прямолинейность книжки, по счастью, действительно имеет мало общего с непредсказуемостью фильма. Финал раскрывать не стану, обращу только внимание на одну незначительную, но характерную, деталь: простоватую «девушку партнера», которая, впервые попав на концерт классической музыки, восклицает: «Такой ощущение, что я на собственных похоронах!», играет Rosamund Pike, профессиональная виолончелистка и выпускница Оксфорда.
И кстати, вопрос к тем, кто видел фильм: как бы вы перевели название?