Братья Коэны периодически делают такие глубокие отпечатки в графите мирового кинематографа, что их не сотрешь ни одной наждачкой. Ставшие уже сейчас классикой «Лебовски» и «Старикам тут не место» с одной стороны не перестают радовать даже при неоднократном количестве просмотров, с другой - каждый раз вызывают опасения, что до уровня данных шедевров режиссеры уже могут и не дотянуть. Такие опасения были и с «Железной хваткой». До момента прихода в кинотеатр…
Оговорюсь сразу, что фильм лучше всего смотреть в оригинале или в переводе многоуважаемого товарища Д.Ю. Пучкова. Я смотрел во втором варианте, но первый тоже стороной не обойду. Что сделали наши чудо переводчики с пачками дипломов и опытом пьянок и девиантного поведения (читай – обучения) за границей с фильмом – даже представлять боюсь, ибо лишаться здорового крепкого сна не желаю. Когда мне выпала честь послужить в доблестных рядах российской таможни, начальник одного из отделов в то время выдал на гора фразу, достойную занять не самое последнее место в истории русского фольклора: «Вы мне краснодипломниц из Академии не присылайте, толку от них ноль - они не могут отличить декларацию от дефлорации». Тоже самое происходит и в российском дубляже.
Перейдем к сабжу. Сюжет вкратце таков. Бандит по имени Том Чейни убивает отца 14-летней девочки Мэтти Росс. Все бы ничего, но у девочки, как нетрудно догадаться, железная хватка. Она нанимает себе в помощники маршала (федеральный маршал – это не воинское звание, это означает судебный пристав) Рустера (Джефф Бриджес), также в силу обстоятельств к ним на хвост падает техасский рейнджер Ла Беф (Мэтт Деймон), и им всем вместе удается предельно доходчиво аргументировать Тому Чейни, что он был ни разу не прав.
Я не знаю, в каких мастерских обучаются российские актеры и по каким там системам они потом играют, но, видимо, халявят от занятий не только студенты юрфаков. Ибо поучиться игре им стоит у 15-летней актрисы Хейли Стайнфелд. Девчонка играла так бодро и естественно, что я лично почти за 2 часа фильма ни разу не моргнул. В кино очень популярно играть роли под названием «Ведро слюней»: это когда герой неожиданно открывает для себя придуманную им же проблему и начинает активного рефлексировать, разбрасывая вокруг себя килограммы соплей. Таким образом какбэ раскрывается талант актера. Если актер в своей карьере хоть одну такую роль сыграл – можно его признавать и всякие премии на грудь вешать. Но вот сыграть настоящего Человека, из которого, по словам Маяковского, получились бы гвозди высшего качества, дано не каждому, ибо соплежуев полным полно, а крепких и сильных духом единицы. Пример брать не с кого, и в массы летит очередная сопля. Хейли же отработала так, что не вызывает сомнений – у девочки большое будущее. Ибо показать на экране внутреннюю силу, силу духа, - вот настоящее искусство. А если это делает девочка из наверняка благополучной семьи, которой максимум что приходилось преодолевать, - это двойку за учебу, то такое актерское мастерство вызывает глубочайшее уважение.
Джефф – это вообще один из моих любимых актеров. Это один из немногих, кто всегда играет отлично, какой бы фильм не был – хоть «Кей-Пакс», хоть «Лебовски», хоть «Безумное сердце», хоть «Трон». И Железная хватка – не исключение. Игра у Джеффа – выше некуда. Талантище.
Мэтт мне не особо нравится, но в фильм тоже вписался, как грицца, органично, и сыграл на все 100. Равно как и Джош Бролин. Надо думать, это потому, что режиссеры свою работу знают как никто другой.
Режиссер по-английски – директор. Коэны – это настоящие директора, то, как они работают, управляют съемочным процессом, - выше всяких похвал. Фильм снят в жанре спагетти-вестерна, но Коэнам, по-моему, без разницы, в каком жанре снимать. Это как раз тот удачный пример, когда для создания кино не используются ни очень большие по американским меркам бюджеты, ни суперсовременные технологии, а на выходе получаются шедевры. И этот фильм, друзья мои, шедевр.
«Лебовски» свое время немного обогнал, став популярным лет через 10 после съемки. «Железная хватка» тоже как-то не особо громко выстрелила, надо думать, из-за «Король говорит» и других «Социальных сетей». Однако 10 номинаций на Оскар получила, так и не взяв, правда, ни одного. Думаю, в будущем к этому фильму еще вернутся, потому что фильм мегастоящий. Его можно прям на цитаты разбирать, ибо сценарий и диалоги прописаны на совесть, сарказм и ирония – на высшем уровне. За счет таких диалогов фильм смотрится на одном дыхании, весело, интересно, а впечатления остаются самые положительные. Взять хотя бы вот: «- Вы что, собираетесь стрелять им в спину? – Ну надо ж как-то дать понять, что мы серьезно настроены». И таких фраз там – хоть в аренду сдавай. Фильм пересказывать бессмысленно, его надо видеть. Все мелочи, все разговоры, все сцены – высший класс.
ВЫВОД: фильм следует посмотреть обязательно, особенно тем, кто любит кино как искусство, так как это кино – настоящее искусство!
П.С. НЕПОНЯТКА. Для меня в фильме осталось непонятным, почему некоторых лошадей там называют «пони». В интернете по данной теме информации нет. То ли это какой-то сленг описываемых в фильме времени и места, который известен только узкому кругу, то ли какая-то порода лошадей. Если кто поделится информацией – буду безмерно.