Если говорить о времени, то второй ТРОН появился несколько поздно, а первый Трон несколько рано. В 1982 году зрители фильм не оценили: слишком необычная тема, слишком неожиданное исполнение, хотя фильм, опередивший свое время, вполне можно было назвать гениальным.
Что же касается современного ТРОНа, то снятый этим способом и в этой манере фильм-ремейк (сиквел?) должен был появиться на пару лет раньше, поскольку теперь его настолько часто сравнивают с нашумевшим и даже несколько набившим оскомину "Аватаром", что это аж раздражает.
Тем временем, если и сравнивать "ТРОН: Наследие" с чем-нибудь, то однозначно с "Матрицей", поскольку оба фильма относятся к, мягко говоря, не слишком распространенному в массовом кинематографе жанру киберпанка. Другое дело, что условия игры в мире ТРОНа куда жестче: реальный мир там вовсе не антиутопия, а вполне себе даже симпатичное место (особенно по сравнению с компьютерной диктатурой, царящей в ТРОНе), а в киберпространстве всё вовсе даже не понарошку, и один раз "поймав" светящийся диск-фрисби, ты с высокой вероятностью уже не сможешь покормить свою собачку, которая ждет тебя дома.
Главный герой фильма - Сэм Флинн, сын сгинувшего без вести двадцать лет назад Кевина Флинна, наследник большой компьютерной корпорации ENCOME и категорический противник платного софта. Впрочем, есть вероятность, что его активная гражданская позиция - всего лишь результат обиды на весь мир и комплекса противоречия, порожденных исчезновением любимого отца.
И тут внезапно на пейджер старому соратнику Кевина Флинна приходит сообщение с того света - звонок с телефона, находящегося в старом игровом зале Флинна, который не работал, на минуточку, уже 20 лет. Разумеется, оставить без внимания такое мистическое событие совершенно невозможно, и юный Сэм отправляется в места былой славы, дабы убедиться, что все это "шутка". (Кстати, обратите внимание на устройство ввода. Совершенно шикарная штуковина.)
И тут наконец к нам всем приходит озарение, что папа вовсе не был мечтателем-шизофреником, всерьез употребляющим в отношении обычных игрушек понятия "вселенная" и прочие метафоры. Но для Сэма это озарение становится каким-то слишком уж потрясающим, т.к. вооруженный им и только им, молодой человек попадает на улицы кибермира, сверху под мрачные и торжественные аккорды спускается огромный логотип Перми, и спустя буквально несколько минут ему ничего не остается, кроме как "Выживать!"
Практически весь визуальный ряд фильма - это компьютерная графика (что, в первую очередь, и порождает ненужные ассоциации), но вместо буйства красок и разнообразия форм жизни и результатов этой жизни деятельности создатели предлагают нам довольно лаконичное и строгое, но при этом безупречно стильное совершенство. Кстати говоря, это слово - совершенство - является главным пунктиком главного злодея, и в достижении оного этот самый злодей по имени Клу внушительно преуспел.
Дополненная стильной и необычной музыкой Daft Punk, вселенная ТРОНа вызывает восхищение своей монументальностью, и даже акцентированная монохромность - ну, не моно, конечно, но в фильме цвета распределены между следующими лидерами: черный, который на самом деле не совсем черный, а немного с синевой и прозеленью, и светящиеся полоски желто-оранжевого и бело-голубого цветов. Несмотря на отсутствие красочной и буйной гаммы, картинка не смотрится бедно, а смотрится скорее современно, хотя тут возможны вкусовые разночтения.
Что касается тематики, то традиционная борьба плохих и хороших здесь дополнена противостоянием математического представления о красоте и представления о красоте человеческого. Люди несовершенны, но именно из-за этого они способны к творчеству, и вообще живут, а не существуют, следовательно, наша трава зеленее. Не обойдется без романтической линии и семейных ценностей, но все эти эмоции настолько щедро разбавлены зрелищным экшном, что даже разрыдаться толком некогда.
Вообще от фильма осталось ощущение, что главное в нем - не сюжет и даже не герои, а именно вселенная. То есть все это было создано исключительно для того, чтобы показать саму возможность существования автономного саморазвивающегося компьютерного мира, созданного человеком... ну или как бы оно было, если бы эта возможность существовала. Например, меня вслед за Кевином Флинном больше всего впечатлил тот факт, что созданный им ТРОН оказался способен сам по себе породить жизнь - изоморфов. Это смотрится как какая-то своеобразная киберпанковская мифология: зарождение мира, появление людей, заря цивилизации...
Но даже если вообще отвлечься от сюжета, ТРОН попросту очень красив. Один из немногих фильмов в этом году, на которые действительно не жалко сходить "на большой экран".