17 марта в широкий прокат стартует не слишком раскрученный фильм Нила Бёргера, которого все мы знаем по весьма неплохому «Иллюзионисту». Моё внимание к фильму привлекли идея (таблетки, позволяющие задействовать мозг в полную силу – не та вещь, о которой снимают каждодневно) и участие Роберта Де Ниро (несмотря на несколько сомнительных проектов, заслуженный актёр уже сам по себе является своеобразным знаком качества).
По результатам у Бёргера получился средненький драматический боевик с любопытной идеей и отличными техническими решениями. Ни о каком шедевре здесь, конечно, речи не идёт, но посмотреть фильм, безусловно, стоит. Несмотря на местечковую скучноватость, фильму есть, чем вас удивить.
Во-первых, актёрской игрой, в которую веришь. Брэдли Купер натурален, Роберт Де Ниро хорош, а некоторые второстепенные актёры вообще выдают на экране очень яркие образы (вроде Эндрю Ховарда с его умнеющим мафиози из России). Даже наш дубляж не испортил впечатление от диалогов фильма, местами жёстких, местами забавных.
Во-вторых, фильм полон любопытных съёмок вроде пробирающейся сквозь улицы или машины камеры на большой скорости или кадров с цифрами и буквами, сыплющимися отовсюду. Технически фильм выполнен очень круто. Благодаря работе со светом в разных состояниях героя и в его воспоминаниях, фильм не смотришь, а чувствуешь. Не просто сопереживаешь герою, а испытываешь то же самое, что и он благодаря динамике повествования, операторской работе и освещению.
Фильм держит атмосферой. Смотришь на серость в фильме и хочешь, чтобы герой принял таблетки и выкрасил мир в яркие тона, испытываешь ту же потребность в яркости, которую испытывает он сам. Физически ощущаешь, как мир вокруг тяжелеет и бледнеет, понимаешь, что ты подсел на красоту, блеск, умность вместе с главным героем, хотя и понимаешь, что таблетки принимать никак нельзя. Когда героя колбасит, ты и сам чувствуешь тошноту и головокружение, хочешь избавиться от этого состояния, но мир вокруг неизбежно продолжает сыпаться.
В-третьих, фильм пытается претендовать на интересные размышления и мораль. К сожалению, только пытается и ходит вокруг неё, но пугается реализовать в полной мере и именно в этом главная претензия к фильму. Из-за скомканной концовки он оставляет бледное впечатление. Гораздо ярче оно в течение фильма, когда мораль собирается по крупицам из состояния главного героя и монологов героя Роберта Де Ниро.
Фильм довольно однозначно намекает на то, что всегда выигрывает опыт, а не дар. Путь к величию важнее результата и, перепрыгнув этот путь, можно пропустить главное. Прежде чем заслужить какую-то силу и какие-то способности, необходимо долго за них бороться, иначе ты не обретёшь нужный уровень опыта и ответственности для владения всем этим богатством, и закончится всё весьма плачевно. Между теми, кто зарабатывает на крутую машину сам, и теми, кому её дарят родители, всегда есть существенная разница. Для одних она никогда не выйдет из разряда развлечения, для других навсегда останется необходимостью.
Это, а ещё мысль о том, что за всё надо платить и те, кто ярко горит, очень быстро сгорает, фильм вкладывает в умы зрителя по крупицам, но перечёркивает все собственные труды невнятной концовкой. К сожалению, создатели не вытянули мораль, вокруг которой крутились весь фильм. А жаль. Могло получиться круто, но в этом случае многие не смогли бы простить фильму некоторую жесткость и отсутствие всякого хэппи-энда.
Фильм любопытный, атмосферный, очень круто выполненный технически, но он не потянул тяжесть смысла, на который замахнулись. Все-таки это голливудское кино, которому еще нужно зарабатывать деньги, а тяжесть нужного смысла могло вообще отправить его в разряд «кино не для всех».</font>