Есть хорошая традиция в западном кинематографе – снимать фильмы по произведениям Филипа Дика таким образом, чтобы от оригинала не оставалось ничего, кроме изначальной идеи, да и то в искаженном виде. «Вспомнить все», «Бегущий по лезвию», «Особое мнение», «Крикуны» и другие прикрывались именем писателя, имея с ним не всегда очевидные связи. То же самое закономерно случилось и с «Меняющими реальность» Джорджа Нолфи. Но разница между этим фильмами все-таки есть – если в тех был сделан упор на динамику, экшн, то новая реализация идей Дика скорее мелодрама.
Конечно, нет такого правила – следовать букве оригинала, наоборот, зачастую это может только испортить проект. Но вероятно сам Дик, если бы увидел «Меняющих реальность», удивился бы такой нежной постановке сформулированного им вопроса. Ну и бог с ним – с Диком, в конце концов зритель не он, а мы, и большинство из нас даже никогда его не читали. Поэтому можно смело смотреть «Меняющих реальность», как не имеющий корней, а его сомнительную связь с Диком – чисто как маркетинговый ход, успешный тем более, что никто его не читал, но все знают, что по нему снято немало хороших фильмов.
Успешный молодой политик (Мэтт Деймон), безуспешно претендующий на пост сенатора и любящий дать кому-нибудь в морду, по вине одного ангела, который заснул не вовремя, становится свидетелем работы высших сил. Незадолго перед этим он успевает с первого взгляда влюбиться в чудаковатую девушку-танцовщицу (Эмили Блант), которая в мужском туалете решительно соблазняет его, а в дальнейшем почему-то старается цепляться за рамки приличий. Но высшие силы против их связи. Ангелы открыли ему план Бога и оставили его с этим знанием, предупредив – никому не говори о том, что мы есть, иначе сделаем тебе лоботомию! Как будто ему кто-нибудь поверил бы. Он не сдается и идет наперекор судьбе – вернее, воле Бога. Задача же ангелов, следящих за ходом вещей во Вселенной – во что бы то ни стало помешать политику и танцовщице быть вместе. Тем не менее, один из ангелов по какой-то причине решает помочь ему, нарушив правила. Деймон спрашивает его: «Браток, почему ты помогаешь мне? Ты другой, чем они?» Ответ напрашивается сам собой – этот ангел, похоже, единственный негр в небесном воинстве. Во всяком случае, в той его части, которая представлена в фильме. Видимо, и в небесной канцелярии есть дискриминация.
Любопытный сюжет разворачивается за счет довольно странного действия. Большую часть времени на экране происходят беседы героев между собой и с ангелами. Разговоры обычнее – о делах, о любви и за жизнь. По очереди меняются крупные планы невыразительных лиц, а время бежит, приближая окончание фильма и наращивая недоумение – уж не пьеса ли это, уж не хватит ли диалогов? Периодически на сцену выползают замороженные дядьки в шляпах, чтобы провести очередной диалог, один краше другого. А в финале появляется ключевой дядька и толкает итоговую речь, повествующую о развязке, которая зрителю и так уже ясна с самого начала. Больше, пожалуй, ничего и не происходит. Основная идея картины видимо следующая: «Дядьки в шляпах круче, чем дядьки без шляп», вот такая вот социальная стратификация. А почему именно шляпа, а не перчатки, галстук или носки – об этом ни слова, должна же быть в букете какая-то тайна.
Не хочется говорить общих бессмысленных фраз об этом фильме, как это принято в кинокритике, вынужденной заполнять определенный объем страниц в тщетных попытках из ложных посылок объяснить, чем хороша или плоха та или иная картина. Наверно, единственное, что стоит сделать – это выразить сожаление: «Зачем же ты ввязался в это, Мэтт?»