Крепкого писаку-профессионала (Юэн МакГрегор) нанимают для создания книги мемуаров экс-премьер-министра Великобритании Адама Лэнга (Пирс Броснан). Политик не желает выворачивать душу наизнанку, а держится официальной, «отреставрированной» версии своей биографии. Из-за этого, а также по причине врожденной писательской любознательности, у «призрака» есть время и желание ловить Лэнга на нестыковках и умалчиваниях, заводящих его в дебри очень большой политики (та, которая как колбаса – лучше не знать, из чего сделана).
Здесь все просто. Перед нами абсолютный режиссерский успех Романа Полански, возраст которого позволяет говорить о картине, не как о сенсации, а как о простой констатации факта – великий Полански показывает класс, точнее мастер-класс. Будь картина снята лет на 30 раньше, определенно, быть ей классикой жанра, или скорее поджанра, где другим очень тесно и неуютно из-за фигуры Альфреда Хичкока. Полански Хичкока не копирует. Режиссер «Призрака» думает и видит не менее остро, изобретательно и одновременно иронично, чем Хич.
Абсолютно все детали механизма подогнаны друг под друга с потрясающей точностью. Пейзажи Мадрас-Винъярда, дорогой, в любом смысле слова, британский кастинг-лист (МакГрегор, Броснан, Оливия Уильямс, Том Уилкинсон) с неожиданным американским тюнингом (Джеймс Белуши, Тимоти Хаттон), предсказуемая детективная интрига, позволяющая сосредоточиться не на «что», а «как». В общем, перед нами лента, где реализация замысла настолько близка и аутентична авторскому замыслу, что следует говорить о совершенстве затеянного предприятия. Фильм-учебник, показывающий, как без постмодернизма и всяческих подмигиваний, можно продолжать дело Хича на уровне его лучших работ. Полански не миллиметра не проигрывает классику, сделав шедевр в значительно менее подходящее и более сложное для такого жанра время. Один из лучших фильмов ушедшего года.