Испанское кино давно заняло в моем сердце особое место, это именно та любовь, которая будет длиться всю жизнь. Мало в каком еще кинематографе допускается столь бесстыдное сочетание высокого и низкого, переход абсолютно на голубом глазу от трагедии до мыльной оперы, а потом в обратном направлении, под переливы гитарных трелей или стенания немолодых див (привет, Альмодовар!). Плоть и дух не находятся здесь в противоборстве, рука об руку они несутся на всех парах к той пропасти, в которую низвергнутся, или над которой взмоют ввысь. И это отнюдь не экзальтация, но почти всегда катарсис!
С первых кадров «Паленых денег» становится ясно, что хеппи-энда быть не может, а через 15 минут четко осознаешь, что предстоит наблюдать траекторию фееричного полета в бездну. Чем так прекрасны истории о Бонни и Клайде, Буче Кэсседи и Сандэнс Киде, Тельме и Луизе? Это истории о любви, или дружбе, которые выше обстоятельств и вне закона, их герои погибают на пике чувств и это похоже на яркую вспышку, которая озаряет собой все вокруг. Их жизнь нельзя представить «10 лет спустя», они есть здесь и сейчас и в этом их трагическая красота.


Буэнос Айрес, 60-е, кровавое ограбление инкассаторской машины, закончившееся удачей лишь на первый взгляд, на деле же – полным провалом. На след грабителей моментально выходят и им остается только бежать, но их фотографии повсюду, их имена известны всем. Спрятавшись в заброшенной квартире на отшибе Монтевидео, им остается лишь иллюзорное существование с петлей на шее, а стрелки часов безжалостно отсчитывают последние минуты жизни. В каком-то смысле они уже пребывают в тюрьме в ожидании смертного приговора и лишь яростное желание получить свой последний глоток свободы объясняет нелепые и самоубийственные поступки, которые они совершают в дальнейшем. Так криминальный триллер постепенно трансформируется в экзистенциальную драму, разыгранную всего на несколько актеров, а развернуться им есть где! Непосредственно грабителей всего трое – Близнецы и Ворон. Близнецов, разумеется, двое – Нене (Леонардо Сбаралья) и Анхель (Эдуардо Норьега), они не братья и не похожи даже внешне, но у них есть общее, они смотрят на мир «как бы из глубины души» и пусть души эти полны сумрака, но они нашли друг друга. Нене и Анхель аутсайдеры в этом мире и дело отнюдь не в их гомосексуальности. Нене – сын богатых родителей, добровольно покинувший свой класс, Анхель и вовсе постоянно балансирует на той грани, за которой уже безумие. Нене первый, кому Анхель признается почти моментально, что «слышит голоса», на что тот спокойно отвечает, после короткой паузы: «А я – нет» и с тех пор они «близнецы», которые живут вместе, работают вместе, или…не работают вместе. Анхель впадает все в больший неадекват, зациклившись на чтении евангелия и идее-фикс, что не должен заниматься сексом, потому что его семя священно и не должно тратиться понапрасну, но не посвящает в эти тонкости Нене, который не понимает холодность своего любовника, но отчетливо сознает, что связь с реальностью у того слабеет.

Третий грабитель – Ворон (Пабло Эчарри), прозвище которого вызвано исключительно профессиональными навыками виртуозного водителя, но не бешеным темпераментом, бьющим через край. Глупый красавчик, более всего ценящий хорошую танцевальную музыку, в которой он «король», азартные игры и красивых женщин. Плюющий на правила предосторожности, Ворон готов устраивать пляжные вечеринки, приехав туда на украденном автомобиле, или врубать музыку в 2 часа ночи в доме, в котором «никто не живет». Компания рефлектирующих Близнецов его не очень радует, но выбора у него нет, а в финальной бессмысленной схватке с целым отрядом полиции они и вовсе превращаются в настоящую команду, поддаваясь азартному «помирать так с музыкой!».



Сбаралья, Норьега и Эчарри создали потрясающее трио! Актеры, общее у которых только латинские корни и невероятное обаяние, в целом же это абсолютно разные типажи: Сбаралья, сыгравший Нене, эдакий рефлектирующий мачо, иронично обыгрывающий саму природу «мачизма»: смесь кошачьей грация с замашками мужлана, для многих он «мужик с железными яйцами», клеящий доступных женщин в барах и пренебрежительно отзывающийся о «всех этих педиках», сам же ищет анонимного секса с парнями в туалетах на станциях метро, или в темноте порно-кинотеатров, и лишь с Анхелем обретает некую целостность.

Только вот сам Анхель распадается на части и Эдуардо Норьега этот распад передает блестяще, чему прекрасно способствует психофизика актера, в которой заложена некоторая надломленность, скрытый «дефект» за красивой оболочкой.

Не зря все лучшие роли Норьеги так или иначе связаны с персонажами, находящимися на пограничье с неким запредельем, в том числе безумием (одна из самых ярких ролей в «Открой глаза» Алехандро Аменабара, конечно), патологической склонностью к предательству и жестокости («нищий принц» в изумительном «Позвоночнике дьявола» Гильермо Дель Торро), порочными склонностями (садист-обаяшка в «Тезисе» того же Аменабара). Эдуардо Норьега ослепительно красив, но особый шик этой красоты в ее амбивалентности, а не мужественности. Отсутствие в нем самоиронии отнюдь его не портит по той простой причине, что отсутствует сам предмет над которым можно было бы иронизировать, в отличии от Леонардо Сбаралья, основные козыри которого именно мужественность «настоящего испанского мачо» и сексуальность, которые он может обыграть с какой угодно иронией. Любовный роман Норьега/Сбаралья на экране выглядит на редкость убедительным и ошарашивающе чувственным.



Что касается Пабло Эчарри, то его герой прост как 2 копейки и оставив за скобками харизматичность и привлекательность , отмечу способность быть смешным – он машет руками, кричит как заправской холерик, отвязно танцует и этого для счастья более чем достаточно!
В таком казалось бы мужском фильме женщине уготована участь статистки, проходного персонажа, но это не так и в «Паленых деньгах» есть очень яркая роль второго плана. Пребывающий в метаниях неудовлетворенный Нене знакомится в баре с местной красоткой Жизель (Leticia Bredice), девушкой, явно подражающей Жанне Моро, но куда более темпераментной и сексуальной.



На первый взгляд это просто искательница приключений, меняющая мужчин как перчатки, на деле же женщина, цель которой найти мужчину, за которого она могла бы выйти замуж и родить ребенка, поэтому часть ее «отборочного тура» - представлять какие могут быть дети именно от этого мужчины. В Жизель достаточно достоинства, что бы не цепляться за тех, кто не хочет оставаться с ней, но уже достаточно житейского опыта, что бы знать – иногда на что-то приходиться закрывать глаза. Ее не смущает, что Нене влюблен в другого мужчину (сколько бы он не говорил, что Анхель его «близнец», она моментально понимает все и открыто заявляет об этом), как не сильно смущает и неожиданный факт, что он еще и грабитель, преследуемый полицией, в конце концов с такими деньгами всегда можно где-то найти прибежище! Жизель – трезвомыслящая женщина, которая если и переступает черту, то лишь имея четкий план дальнейших действий, вот и Нене она весьма убедительно расписывает что шансов пересечь границу у пары мужчина/женщина куда больше, чем у двух мужчин и раз уж ее он «уже любит», а Анхеля «перестал понимать», то разумнее всего бежать с ней, а не с ним. Жизель по-своему циничная (среда заела), но не подлая, поэтому и Анхелю она просто и без особой экспрессии заявляет «Ты здесь лишний».

Однако разум удел именно женщины в данных обстоятельствах, поэтому лишней среди этих безумцев окажется она сама, а Нене не понадобится много времени что бы сделать свой выбор.
- Она ушла?
- Да.
- Она больше не вернется?
- Нет.
- Она важна для тебя?
- … НЕТ.
Когда в «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» Пол Ньюман и Роберт Рэдфорд, смеясь , выскакивают из своего убежища на встречу граду пуль, или Сьюзан Сарандон и Джина Дэвис в «Тельме и Луизе» обменявшись поцелуями направляют автомобиль в пропасть, у меня всегда замирает сердце от красоты такого финала. В одном из интервью Сарандон как-то сказала, что по сути Тельма и Луиза в чем-то повторяют Бутча Кэсседи и Сандэнс Кида, но они женщины и их поцелуй за минуту до смерти воспринимается публикой более адекватно, чем если бы таким поцелуем обменялись Пол Ньюман и Роберт Рэдфорд, хотя ей всегда хотелось что бы именно это они и сделали, но «девушки целуются, а парни достают пистолеты». В финале «Паленых денег» парни достают пистолеты, но еще они обмениваются поцелуями.




Официальный трейлер фильма


URL записи