Берлинале-61: политика вновь победила искусство

Итоги Международного берлинского кинофорума стали изрядным сюрпризом для многих наблюдателей. Конечно, фестивальное сообщество предполагало, что в силу интенсивной кампании солидарности с репрессированным иранским режиссером Джафаром Панахи посредственная драма «Надер и Симин, развод» (режиссер Асгар Фархади, Иран) будет отмечена высокими наградами. Однако никто не предполагал , что жюри, возглавляемое опытной актрисой Изабеллой Росселлини, просто засыплет этот, повторюсь, ничем не выдающийся фильм настоящим дождем призов: награда за лучшую женскую роль – женскому ансамблю из трех актрис (Сарех Баят, Сарина Фархади, Лейла Хатами), за лучшую мужскую – соответственно, трем актерам (Пейман Моади, Али Асгар Шахбази, Бабак Карими), и, в довершение абсурда – дадут «Золотого медведя» за лучший фильм.
Понятно, что Панахи надо бы поддержать, понятно, что Фархади может стать следующей жертвой репрессий, но превращать весь огромную фестиваль в политическую агитку было очень похоже на плевок в лицо тем, кто все еще считает кино искусством, а не пропагандой.
Слова про плевок не слишком сильны в этом контексте. Лучшим директором сочли Ульриха Келера – автора провальной «Сонной болезни». Лучший сценарий, по мнению жюри, написали Джошуа Мартин и Андамион Муратай, представившие на фестивале скучнейшую, полную драматургических банальностей картину о кровной мести «Прощение крови». Решение по призу Альфреда Бауэра (присуждается за развитие киноязыка, за новации в кино), как представляется, просто вышло за рамки приличия: фильм о террористах из РАФ «Если не мы, то кто» (режиссер Андрес Вейл) - это даже не мейнстрим, это ученическое повторение позавчерашних голливудских поделок на ту же тему; каким образом сей опус развивает киноязык – осталосмь глубокой тайной. Наконец, «Серебряного медведя» за выдающиеся артистические достижения дали оператору и продюсеру «Приза» - качественной, но отнюдь не выдающейся картине о годах диктатуры в Аргентине.
На этом фоне просто поражает, что фильму, который действительно стал событием как кинопроизведение, который в равной степени сочетает совершенство формы с глубиной содержания – «Туринской лошади» венгра Белы Тарра – присудили Гран-при и приз ФИПРЕССИ. Странно: политики нет, смертельных болезней, воюющих стран, высосанных из газетных заголовков замусоленных ситуаций – нет, искусство в чистом виде – и вдруг целых два приза. Недосмотр.
А если серьезно, то, пожалуй, только этот фильм и был достоин «Золотого медведя».
Но в Берлине, как всегда, политика победила кино.
Не удержусь напоследок от пары ласковых:
Конечно, предлагать берлинскому жюри сделать коллективное харакири в полном составе не буду, но Росселлини к любому жюри, кроме жюри кулинарных конкурсов, подпускать нельзя на пушечный выстрел.
Да и к кулинарным тоже нельзя – в связи с полным отсутствием, ***, вкуса
Подробный итоговый разбор 61-го Берлинале смотрите вскоре.

Дмитрий Десятерик

URL записи