- И тебе его посоветовал коллега укладчик асфальта? Фильм с долбанными субтитрами? (цитата из фильма)

Про режиссёра Дэвида О. Рассела мне сказать особо нечего, но Даррен Аронофски в кресле исполнительного продюсера (не стал режиссёром только из-за того, что не захотел дублировать «Рестлера»), семь номинаций на Оскар (в том числе «лучший фильм») и актёрский состав отправили этот фильм в разряд «необходимо посмотреть». В главных ролях зажигают Марк Уолберг, который не устаёт удивлять разноплановой игрой на экране, и Кристиан Бэйл, который за последние годы отлично отыграл в таком количестве великолепных фильмов, что сам по себе уже давно стал знаком качества. В целом, фильм мне понравился, но обо всём по порядку.

Фильм рассказывают сложную историю о том, как падают и поднимаются люди на трудном жизненном пути. О воле к победе, целеустремленности, тяжелой человеческой судьбе и, главное, о том, как в нашей жизни все запутано и трудно. От «Рокки» здесь очень мало. В истории расставлены совсем другие акценты. Там боксер поднимался из нищеты, а здесь он поднимается из неудачных судеб своей семьи (тема нищеты совсем не эксплуатируется, хотя главный герой беден), растет над самим собой, выбираясь из тени брата и матери.

Все сложности главного героя Мики чисто семейные. Властная, деспотичная мать и брат Дики, конченый наркоман – люди, которых он любит и которым безоговорочно верит, хотя они все время его подставляют. Глубоко несчастная семья давно сгорела и тянет Мики вниз, но он не может их отпустить. Держится за них до последнего и вместе с ними идет ко дну.

Где-то рядом другие истории непростых судеб: отец-подкаблучник, некрасивые сёстры, умеющие только болтать и сплетничать (кстати, сцены этого живого роя в доме матери Мики сделаны великолепно), любимая девушка, вполне обычная, деревенская, далеко не супермодель, как мы привыкли видеть в американском кино.

Семья тянет его обратно в свою тень, девушка вытаскивает из семьи и провоцирует на подвиги. В реальной жизни так и происходит, когда в жизни мужчины появляется любимая женщина, которая провоцирует его из мальчика и маменькиного сынка становиться мужчиной.

Ну и вся история фильма – это история о том, как жизненная ситуация одной семьи встаёт с головы на ноги, о том, как мы зависим от своего окружения. Жизни матери и Дика закончены и они ведут за собой в пропасть Мика. На самом же деле должно быть наоборот, они должны идти за ним, чтобы не погибнуть. Но в реальности всегда тяжело чего-то добиться, когда среди любимых и родных одни неудачники (в случае с Мики – это все без исключения, начиная с брата-наркомана и заканчивая любимой женщиной). Сначала победить свои амбиции должны все они и только тогда ты сможешь победить сам. Но бороться за такое не просто, ведь слишком часто мы отдаем роли героев другим (подобному тому, как Мики отдаёт роль героя своему брату-наркоману), чтобы не нужно было побеждать нам самим. Быть в тени всегда проще.

У Марка Уолберга здесь роль глупого боксёра с большим сердцем. Весь фильм я ждал его преображения из глупого мальчика в мужчину-реалиста, но так и не увидел, поскольку Уолберг застыл в изначальном образе, от чего фильм очень много потерял. Уолберг играет нормально, но смотреть на него откровенно скучно. Он не тянет на главного героя большой драмы, хотя с той задачей, которую перед собой ставил, он справился. На экране мы увидели не актёра, а боксёра. Туповатого здоровяка он сыграл на пять с плюсом.

Ещё более невыгодно Уолберг смотрится на фоне Кристиана Бейла, вжившегося в роль наркомана, который остался задирой и драчуном и ещё скурил не все мозги подчистую, но способен жить только прошлым боксёра, отправившего в нокаут Шуга Рея. Бейл для этой роли сильно похудел и перевоплотился удивительно. От строго Бетмэна нет и следа. На экране дёрганный, худой наркоман с сумасшедшими глазами, задира и весельчак.

Я даже не ожидал увидеть такого Бейла на экране, пытаясь представить, как он исполнит эту роль. Мы слишком привыкли к нему в предыдущих ролях, где он лаконично смотрится в роли мужчин-победителей. Но Бейлу безоговорочно веришь и здесь. Манеры, повадки, взгляды, выражения лица – все показано очень здорово. К нему испытываешь некую смесь жалости и отвращения и ни минуты не сомневаешься в том, что смотришь на скурившегося наркомана, а не на одного из самых высокооплачиваемых актёров современности.

Даже перевоплощение, которое я ожидал увидеть от главного героя, демонстрирует Бейл, а не Уолберг. История про Дики-наркомана мне понравилась больше, чем история про Мики-бойца. Она лучше скомпанова на экране и в разы лучше сыграна. В этом разрезе Уолберга даже немного жаль, Бейл затмил его по полной программе.

Отдельное слово хотелось бы сказать о живой камере, которая в рамках этого фильма смотрится очень хорошо, и о постановке боёв. Они поставлены и сняты великолепно (глухой звук ударов, движение камеры и актёров – всё здорово). Напряжение в сценах с боями не хуже, чем при просмотре лучших спортивных событий. Жаль осмысленных боя было всего три (остальное – нарезки). Режиссер явно делал ставку на диалоги и перекос в их сторону ощущается очень сильный. Диалоги хорошие (наполнены и смыслом, и остроумием, благодаря которому зрители на сеансе от души смеются), но особо скучные эпизоды (таких было немало) вполне можно было заменить боями. Благо смотрятся они очень вкусно.

В середине фильма наблюдается сильный провис. Вообще фильму удаётся держать внимание, но тут становится определённо скучно. Наверное, создатели переборщили с трагизмом. В нём есть интересные мысли, но все это слишком перетянуто, отчего фильм разваливается на два куска ровно посередине, при чём первая (про то, как главный герой барахтается в обломках покалеченных судеб) гораздо лучше второй, где фильм начинает распадаться на эпизоды, некоторые из которых очень классные, а некоторые откровенно неудачные. Перед финалом линии на экране вообще запутываются, но картина каким-то образом из этого выбирается.

Подводя итоги, скажу, что вышла неплохая драма. Здесь есть скучные моменты, но они с лихвой перекрываются остроумными диалогами, которые можно цитировать, моментами, которые хочется пересмотреть, великолепной постановкой боёв и жизненностью истории. Ну и, разумеется, главное – это игра Кристиана Бейла, который заслужил Оскар за лучшую роль второго плана без всяких сомнений (удивлюсь, если не дадут). Ну а на остальные шесть Оскаров вроде бы есть претенденты и получше.

URL записи