год: 2004
страна: США
режиссер: Майк Николс
сценарий: Патрик Марбер
в главных ролях: 
Натали Портман
Джуд Лоу
Джулия Робертс
Клайв Оуэн


"Близость" в моем списке любимых фильмов стоит особняком. Не могу зачислить его ни в одну цепочку "если вам понравился фильм N, то эти три - тоже для вас". Очень камерный, практически спектакль на видео, и мне кажется, что лучше смотреть его дома, чем в кино.

"Близость" - сложный психологический фильм, выверенный режиссером до мелочей: 4 действующих лица и паутина отношений между ними. Тяжелый для просмотра из-за того, что каждая деталь, каждое выражение лица, каждая сказанная фраза имеет свое значение, но все они складываются в общую картину только в конце. Легко упустить общую нить, и тогда фильм превращается в реалити-шоу, полное интриг, но не несущее никакого смысла.

Фильм сложно полностью понять с первого раза, уловить суть, и, судя по многочисленным и таким разным рецензиям, каждый видит сначала что-то свое, то, что больнее всего вспоминать. Кто-то пишет о том, как тяжело пережить расставание с любимой девушкой. Кто-то о том, каково узнавать об обманах за спиной. Кто-то о соотношении правды и лжи в жизни. Кто-то не понимает всех отзывов из серии "и я тоже там был" и говорит, что хороша только игра актеров. В общем, если хочется узнать что-то о личных переживаниях своего знакомого, можно просто посмотреть вместе этот фильм.

Главная героиня фильма — Элис/Джейн. Появившись в начале фильма «из ниоткуда», она фигурирует и в конце, уходя «в никуда». Самая загадочная из всех, в итоге она - единственная, кто говорит правду, но никто из героев не в состоянии оценить это, запутавшись в собственных отношениях. Во время стриптиза она называет свое имя, а не псевдоним, но Лэрри не верит ей. Единственная, кто ищет настоящей близости, но не находит ее здесь, и отправляется на поиски дальше, легко оставив отношения с Дэном в тот самый момент, когда испытывает разочарование. «Я больше не люблю тебя» — говорит она, когда слышит, что Дэн готов простить ее «измену» с Лэрри, которой не было. Не затягивая, не говоря лишнего, как только понимает, что ничего хорошего уже не будет, она встает и уходит, оставляя все. Самая «порочная» на первый взгляд обывателя: это не уравновешенная, «приемлемая» для общества Анна, а эмоциональная, открытая, кажущаяся простой и наивной, стриптизерша в розовом парике, она оказывается самой полноценной и нравственной. Единственной из героев, кто ищет близости в ее высшем понимании. Кстати говоря, она - единственная из всех героев фильма, кто развивает отношения только с одним партнером (Дэном), в то время как все остальные так или иначе, успешно или нет, становятся инициаторами нового любовного треугольника.

Совсем другой близости ищет Ларри. Брутальный мужчина, грубый, жесткий, который хочет животного секса, сидит в секс-чате, посещает стриптиз-клубы, относится к женщинам как самец, рассматривает отношения просто, по-мужски, и в конце концов получает то, чего хотел. В конце фильма он остается с Анной. И тем, что говорит Дэну, что спал с Джейн, «обламывает» ему удовольствие, мстит со своей точки зрения, делает то, что задело бы его больше всего: лишает его права одному обладать своей завоеванной женщиной.

Два одинаково возможных полюса одного и того же слова «близость». Поэтому неудивительно, что каждый видит этот фильм в первую очередь через призму своей собственной истории.


URL записи