"Счастье мое" - главное кинонедоразумение прошлого года
"Счастье мое" - это не кино, а какое-то недоразумение.
Если товарищ Плахов называет этот фильм наряду с не менее бесмысленными "Овсянками" лучшими фильмами уходящего года, то русское кино действительно в жопе, как говорил один замечательный киногерой. Он еще потом отравил всех к чертовой матери. И правильно сделал.
Вот и главный герой "Счастье..." в финале всех расстрелял, и я его хорошо понимаю. Когда актер не то что плохо играет - не в состоянии прочитать с нужной интонацией примитивнейший текст, то его хочется придать мучительной смерти. Надо было Орфею-дальнобойщику напоследок еще и режиссера застрелить: это самое малое, что с ним стоило бы сделать за 2 часа очень плохого кина. Оператор пусть живет - хоть кто-то постарался, даже удивительно.
Он смотрит на тебя так, как ты это заслужил, убивая часы своей жизни на просмотр плохих фильмов
Удивительно также, что у этого фильма немало поклонников. Среди них немало людей, к которым я очень хорошо отношусь. Потому предлагаю компромисс - давайте считать "Счастье..." не фильмом, поскольку к искусству кино, кроме операторской работы, он не имеет особого отношения, а видео-артом. Видео-артом на тему "кому на Руси жить хорошо". Вот Капитан Очевидность подсказывает мне, что мусорам. Безусловно, это главное художественное открытие "Счастья...".
Но даже если воспринимать этот фильм как некое откровение о российской жизни, любой фильм Балабанова, даже такой слабый, как "Кочегар", расскажет о времени и людях намного больше и глубже. Очевидно, что Лознице не давал спокойно спать балабановский "Груз 200". Но там, где у Балабанова жесткая нарративная структура и особый взгляд на мир через "глазок" камеры (взгляд очень спорный, но всегда уникальный), у Лозницы - набор сценок и сцен, с героями, которые появляются из ниоткуда, произносят неествественными голосами бессмысленные матерные диалоги, чтобы снова исчезнуть в никуда.
Ужасы деревенской жизни
В фильме немало вещей глупых и просто оскорбительных. Как вам нравится комендант вокзала, который грабит офицеров, возвращающихся с фронта? Такую хуйню о людях, которые делились последним кусочком хлеба, можно снять только на немецкие деньги. Проститука, которая откажется от денег? Не смешите меня.
Правда, стоит признать, что есть в "Счастьи..." сцена, близкая к гениальности - когда главный герой, уже потерявший память и человеческий облик, выходит в заштопанном на спине пальто и нелепом треухе на шоссе, по которому проносятся новенькие, как раньше говорили, иномарки. Одна эта сцена способна рассказать о том, "кому на Руси жить хорошо", намного больше, чем этот 2-х часовой, натужный, нелепый и претенциозный фильм.
ПС. Роль в "Счастьи..." стала последней работой в кино замечательного актера Владимира Головина. Вечная память.