Этот фильм и похож, и не похож на все предыдущие – и одну последующую – картины известного испанского режиссера.
Тот же замечательный зрительный ряд, прекрасная природа: море, скалы, пустыня… Саундтрек – выше всех похвал. Сложная и необычная история любви – как центральная тема.
Но… в предыдущих фильмах сюжет временами казался надуманным, излишне поверхностным или мелодраматичным, с преизбытком совпадений и псевдо-глубокомысленных метафор. Чрезмерно акцентировалась тема секса (картину 2010 года «Комната в Риме» критики даже зачислили в «мягкое порно».
В «Беспокойной Анне» сюжетная линия столь же сильна, как и режиссура, а эротические сцены сняты красиво и в меру. Фильм оставляет сильнейшее впечатление. Для меня он – в десятке самых любимых.
Главная героиня Анна – талантливая художница с «бездной» внутри. Не беспокойная – перевод не точный: хаотичная. Бездонная. И еще – очень сильная. Как сама жизнь, как вечно творящая природа.
В рецензиях на фильм – полярных, поскольку картина глубока – особо злопыхательствуют критики-мужчины. Еще бы: фильм можно назвать феминистским (в исконном, не испохабленном смысле слова). Мужчин, равновеликих Анне, в картине нет. Ее возлюбленный – талантливый и благородный человек, уступает ей в силе характера.
Забавно также читать отклики, где фильм называют «психоделической фантасмагорией» или трактуют феномен героини подключением к памяти множества женщин из прошлых эпох. Хотя – четко и неоднозначно – речь идет о ее собственной памяти, о реинкарнациях, вспоминаемых под гипнозом.
Фильм, повторюсь, выделяется из всего снятого Медемом. Он посвящен памяти сестры Анны, самобытной художницы, трагически погибшей в 22 года. Ее картины мы и видим на экране. Фильм – воплощенная любовь и боль. Оттого и получился столь сильным.