Конечно, Калатозов всего лишь цитировал Бергмана, так сказать, вырос из его шинели. Конечно, если бы мы имели возможность спросить у него о фильме "Женщины ждут", он сказал бы, да, смотрел и получил удовольствие. И даже может быть признался бы, что использовал некоторые постановочные моменты из этого фильма.  Как мы могли подумать что –то ещё, кроме поклонения Маэстро??!

 

 

Но у нас нет возможности съездить на тот свет и вернуться со свидетельствами из первых уст. Поэтому просто посмотрим кино. История Марты, третий эпизод из фильма Бергмана, просто и без затей положен в основу фильма "Летят журавли". Калатозов просто добавил туда немного понятного каждому советскому зрителю колорита о войне и в сцене гибели Бориса показал крутящиеся верхушки деревьев. "Всё вертится, а-а, всё вертится, о-о-о…" . 

В остальном… А в остальном приз Каннского кинофестиваля должен получить Бергман. Остальное это – образ героини (у Бергмана – Май Бритт-Нильссон), брюнетки с выразительными ясными глазами, которая находит жизненный компромисс на грани подлости, видения, картинками сменяющие одно другое, сочетание и противостояние света и тени и, наконец, просто натуральное внешнее сходство Мартина Лобелиуса с Борисом – Баталовым…

 

Когда цитат и заимствований слишком много, это вызывает вопросы о самостоятельности произведения…




URL записи