Возникшая в моём предыдущем посте комментовакханалия, которая заключалась в гневных отзывах (мол, мы не поняли, пиши понятнее), и мимолётная дискуссия с некоторыми комментаторами об "Аватаре", всё вместе побудило меня опубликовать завалявшуюся рецензию на этого самого пресловутого "Аватара" с целью отследить реакцию публики. Рецензия датирована 20 декабря 2009 года , когда ещё не было того метанарративного собрания отзывов и мнений об этом фильме. После прочтения сжечь!

Приключенческо-фантастический эпический фильм с элементами фэнтэзи.

Ещё до выхода новой картины замечательного режиссёра Джеймса Кэмерона такие деятели киноиндустрии, как Питер Джексон, Стивен Спилберг, Джордж Лукас говорили о ней как о чуть ли не самом громком и грандиозном событии в мире кинематографа со времён появления в фильмах звука и цвета. В какой-то степени это предположение оказалось пророческим, но явно гиперболизированным. Безусловно, «Аватар» вовсю блещет художественно-новаторскими изысками и объективно-эпическим повествованием, «нью-уолдизмом» и богатым внутренним миром, но нельзя отделаться от ощущения преувеличенной полемичности вокруг сего творения.

Но так всегда происходит, когда выходит новый фильм гиганта кинематографа, Джеймса Кэмерона. По-видимому, он уже стал Орсоном Уэллсом нашего времени. И в момент знакомства с «Аватаром», наконец можно осознать и почувствовать всю мощь и человечность, большую душу этого творца.

Такие люди, великие созидатели, как Джеймс Кэмерон, приходят в этот мир для того, чтобы дарить всему человечеству радость, завораживающий новый мир, захватывающие приключения, умиление и весь букет высоких чувств. Он приглашает на незабываемое путешествие в альтернативную вселенную, наполненную великолепной, девственной и непорочной флорой и фауной и высоко духовным народом. Кэмерон, по сути, предлагает замечательную возможность отвернуться на некоторое время от жизненной рутинны и шагнуть в гипперреалистичный мир, ощутив всю эмоциональную и чувственную полноту Пандоры.

Нельзя не заметить, что многие, отмечая достоинства «Аватара», имели в виду техническую сторону этой картины, тогда как внутренний мир оказался забыт. В итоге-то, получилось не просто игровое кино, «мейнстрим», экшн, а фильм, который сумел, между прочим, благодаря тому, что Кэмерон сработал некоторые моменты в жанре «высокой мелодрамы», тронуть и пронять чисто духовно. Вот и получается, в самом деле, нечто парадоксальное: лично я, восхищался не столько батальными битвами, сколько великолепием цветописи, калейдоскопичностью и многогранностью Пандоры. «Мейнстрим» «мейнстримом», да вот только не вся современная зрительская аудитория способна воспринять не только «вылетающие из экрана штучки», «синих кошечек», «бирюзовых лошадок», а еще и духовную, чувственную, эмоциональную, конфликтную, проблемную, нравственную подтектстуальную начинку «Аватара».

И ведь действительно, Джеймс Кэмерон весь фильм играет на противопоставлении. Сразу бросается в глаза резкий контраст между Джейком Салли человеческим и «аватаровским». Аватар Джейка энергичный, сильный, помимо прочего, умеет ходить. Да вот только реальный Джейк жалкий, ущербный, немощный, но чисто в физическом плане. Невозможна та героичность аватара, проявленная на Пандоре, без «большой души» морпеха, рыцарства реального Джейка Салли. Также Кэмерон литотирует по отношению к человеческим, материальным потребностям и ценностям. Сравнивая искания «небесных людей» в неистовом желании найти и заполучить крупнейшее месторождения драгоценного металла и духовные ценности народа на’ви, Кэмерон играет на стороне жителей планеты Пандоры.

На самом деле, на’ви ассоциируются с ацтеками или майя, но только Кэмерон совершил прыжок во времени и показал межпланетный конфликт, исполненный трагизмом, драматичностью, красотой, крушением и, в то же время, порочностью человеческого рода. Очевидно, Кэмерон проецирует экологическую и духовную опасность нашей планеты на Пандору, показывая к чему может привести безжалостное и безразборное отношение человека к чему бы то ни было. А ведь Пандора, а вместе с ней и на’ви, могли быть уничтожены и стёрты с лица вселенной, как было с теми же ацтеками и майя. Пандора могла быть погублена, как Атлантида, но Кэмерон подошёл с чисто киношной позиции и нарисовал образ спасителя и героя. Он создал абсолютно новый народ, не говоря уже о мире, распыляя всевозможные аспекты и составляющие между его представителями.



URL записи