«БУГИ-ВУГИ»: ДЕНЬГИ ПРОТИВ ТАЛАНТА



Искусство жестоко, поскольку каждому, невзирая на заслуги, общественный авторитет и количество денег, воздает только согласно мере дарования. Но мир людей, окружающих искусство, торгующих им и потребляющих его, еще более жесток.

Это первое, что приходит в голову после просмотра британского фильма «Буги-вуги» (режиссер - Данкан Уорд) — среди прочего. Впечатлений немало, поскольку фильм Уорда - это качественно снятое, с блестящим актерским составом (Джиллиан Андерсон, Алан Камминг, Хезер Грэм, Денни Хьюстон, Кристофер Ли), умное и чрезвычайно язвительное исследование художественного мира Лондона.
На первый взгляд - черная комедия. Но по мере развития событий хочется уточнить: трагикомедия, жанр ныне редкий. Сюжет строится на нескольких взаимно пресекающихся линиях, одна из которых как раз и вращается вокруг картины «Буги-Вуги», напоминающей неправильно обрамленную работу знаменитого голландского абстракциониста Питера Мондриана. Сначала выглядит действительно смешно: артистико-коллекционерское сообщество предстает как беспрерывный карнавал с участием множества персонажей, каждый из которых занятен по-своему. Но чем далее, тем больше ощущаешь, что это смех сквозь слезы.
Уорд не милует никого: владельцы галерей, коллекционеры, художники становятся у него обитателями единого большого террариума, готовых сожрать друг друга при любой возможности. В кадре — аномальное количество произведений Демиэна Херста (он арт-продюсер фильма), однако это не кажется апологией. Благодаря таланту режиссера, скорее, кажется, что Данкан изящно обманул своего арт-продюсера (а может даже и спонсора), или же у Херста достаточный запас самоиронии. Мало того, что один из самых беспринципных героев фильма внешне похож на британскую знаменитость, - сами по себе насквозь конъюнктурные работы Херста выглядят более чем адекватной декорацией ко всей этой истории, полной алчности, вранья, похоти и предательства.

Не по стилю, но позицией режиссера этот фильм в чем-то напоминает недавно нашумевший «Выход через сувенирную лавку» знаменитого стрит-артиста Бєнкси – только глубже, мрачнее, жестче. Коммерция всегда сопутствует искусству, коммерция претендует быть вместо искусства, пытается насаждать в нем свои порядки – но, к счастью, заменить собой искусство никогда не сможет.

Дмитрий Десятерик


URL записи