Фильм Абрама Роома «Строгий юноша» (1936
г.) - отдельная страница в советском кинематографе. Своеобразна картина по
своему содержанию и визуальному ряду. Снята она 
по мотивам романа Ю. Олеши «Зависть» и является философско-романтической
драмой. Если бы фильм не запретили специальным постановлением треста
«Украинфильм», он вполне бы мог положить начало новому кино не только в СССР,
но и в мире. Но шансы увидеть экраны у «Строгого юноши» были равны нулю.



    Фильм был обвинен в формализме, в
эстетических выкрутасах, идеологической несостоятельности. Конечно это
обвинение было самым тяжелым.  Хотя с
точки зрения исторической фильму «Строгий юноша» повезло гораздо больше чем
«Бежину лугу» Эйзенштейна – от него остался лишь фотофильм.



    Запрет фильма  сопровождался громкой кампанией в прессе,
которая носила показательный характер. Травлей в прессе сопровождали запрет таких
фильмов как «Прметей» Ивана Кавалеридзе, «Бежин луг» С. Эйзенштейна, «Закон
жизни» Б. Иванова и А. Столпера. И это лишь отдельные примеры.



     Чем же так был плох фильм с точки зрения
цензоров?

Выделю лишь некоторые важные моменты. В первую  очередь это герои фильма и их поступки.
Главный герой картины – склонный к философским размышлениям студент и
комсомолец Гриша Фокин, безнадежно влюбленный в замужнюю женщину, которая
старше его лет на 10, а то и больше. Гриша совсем не похож на героев сталинского
кинематографа, которые не думают, а действуют, за них уже давно подумала партия
и Сталин. Цель их жизни – служение наивысшей Цели, которая есть служение партии
и вождю и строительство коммунизма. Гриша Фокин тоже хочет строить коммунизм,
но его беда в том, что он слишком много думает и рассуждает, он слишком
романтичен и нежен. Его руки не работали в поле, не водили трактор и не убирали
навоз из под колхозных свиней. Он человек Возрождения любопытный и энергичный.
Свои мысли о построении идеального общества Гриша, в одном из эпизодов, вещает
в раздевалке бани, среди античных статуй и барельефа с изображение Сталина,
Ленина, Маркса и Энгельса.    

   Другой герой – профессор Степанов, светило
советской медицинской науки. И здесь зритель должен был видеть трудолюбивого,
порядочного, скромного советского ученого, который готов жизнь свою положить на
научный алтарь. Но в фильме мы видим колоритного персонажа с сильным
гедонистическим уклоном, который при себе держит подлизу и льстеца Цитронова.


 Фильм, без сомнения, был создан вне рамок
метода социалистического реализма, который стал догматичным в кино с 1935 года.
В нем есть много от эстетики сюрреализма и экспрессионизма.  Оператор Ю. Екельчик владел сложным приемом
снимать красиво белое на белом. Этот прием был задействован в фильме, что
придало изображению легкость и прозрачность . 



Украшают филь и
прекрасные своеобразные диалоги, которые чем-то современному зрителю могут
напомнить муратовские…



Эту картину могу
рекомендовать как безусловный шедевр. (А еще в нем появляется совсем молодая
еще Валентина Серова)))



URL записи