Фильмы главного режиссера квебекской киношколы — Дени Аркана, несмотря на внешнюю простоту, на деле оказываются очень глубокими и, порою, способными даже шокировать. Они никогда не затянуты, их довольно легко смотреть, но после просмотра неизбежно оставляют отпечаток.




Основное достоинство аркановских фильмов — его же гениальные сценарии. Это редкий талант, способный смешать несколько жанров настолько искусно, что многие и не заметят подвоха. Он издевается над своими героями, выводит на показ их недостатки, но и находит в каждом нечто прекрасное. Он испытывает к ним симпатию, несмотря на все их пороки и изъяны. Другой вопрос, которому Аркан уделяет особое внимание во всех своих картинах это Система и ее Падение.

В своем главном фильме — «Закате американской империи» он указывает на это прямо в названии. У фильма есть продолжение, снятое Арканом спустя 17 лет, которое имеет столь же символичное наименование — «Нашествие варваров».
Если попытаться все четко разграничить и абстрагироваться от многочисленных идей поданных в этой дилогии подтекстом, то «Закат» это фильм о сексе, «Нашествие» —фильм о смерти. Тем удивительнее, что во втором фильме Аркан оказывается гораздо оптимистичнее. Возможно причиной этому является смирение и умиротворенность, то внутреннее спокойствие, с которым Аркан ведет свое повествование.

В «Иисусе из Монреаля» основным объектом своих насмешек Аркан делает церковь. Он проводит аналогию между устоями общества находящегося на пересечнии эр и общества современного, в свою очередь пребывающего на пересечении тысячелетий. Из главного героя своей картины Аркан делает, как бы современного мессию, которого никто не понимал во время жизни, кроме нескольких «учеников», но «учение» которого будет жить еще долго.



В «Любви и бренных останках» Аркан впервые ступает на территорию эгояновских эротическо-криминальных драм. Кроме того это его дебют в англоязычном кино. Довольно мрачный, очень атмосферный фильм, где действие в основном происходит в ночное время суток. Пороки героев уже не завуалированы, а наоборот выходят на первый план. Но Аркан довольно неожиданно находит луч света и в этом темном царстве. Режиссер указывает на наличие светлого даже в самых «черных» людях. С эстетскими произведениями Эгояна «Любовь» роднит не только тематика, но и то, что снимал эту картину замечательный оператор Пол Саросси (вечный соратник режиссера «Славного будущего» и «Путешествия Фелиции» .

«Век помрачения» можно охарактеризовать как трагикомедию с элементами фарса. Прямая издевка над системой.  Гиперболизация и так довольно нелепых ситуаций. Грезы главного героя и никчемная реальность «из жизни офисного планктона». Последний фильм Аркана — тот редкий случай, когда зритель не может определится, что же делать — плакать или смеяться. Один из самых смешных и вместе с тем самых грустных фильмов десятилетия. Аркан сочувствуя иронизирует и иронизируя сочувствует своим героям. Он хоть и издевается, но не впадает в чистый цинизм. И в этом еще одна особенность фильмов поистине выдающегося режиссера и сценариста Дени Аркана.

URL записи