Трилогия “Миллениум” – это шведские фильмы “Девушка с татуировкой дракона”, “Девушка, которая играла с огнем” и “Девушка, которая разворошила осиное гнездо”. Именно сейчас они один за другим выходят у нас на DVD. “О чем” это все?
Жил в Швеции писатель Стиг Ларссон. Судя по его общественной деятельности – очень хороший человек. В 2004 году он, к сожалению, умер. В 2005-2007 годах вышла его криминально-политическая трилогия “Миллениум” – “Мужчины, которые ненавидят женщин”, “Девушка, которая играла с огнем” и “Воздушный замок, который взорвался”. Романы стали бестселлерами, получили кучу премий и пошли на экспорт. Первый роман при этом переименовали в “Девушку с татуировкой дракона”, а заключительный – в “Девушку, которая разворошила осиное гнездо”.
“Миллениум” – это вымышленное издательство, фигурирующее во всех трех романах, очень похожее на антиэкстремистскую, антирасистскую и антифашистскую организацию “Экспо”, которую основал сам Ларссон. Главный герой романов – основатель “Миллениума” по имени Микаэль Блюмквист – тезка малолетнего сыщика из повестей Астрид Линдгрен, и, очевидно, альтер эго самого Ларссона.
Проект экранизации “Миллениума” для шведского телевидения был запущен в 2007 году. Данные о производстве трилогии несколько разрозненны, но в целом история складывается следующая.
“Миллениум” планировался, как мини-сериал из шести полуторачасовых серий, по две серии на каждую “Девушку”. Над первой “Девушкой” в первой половине 2008 года работала команда режиссера Нильса Ардина Оплева. По завершении съемок первых двух серий продюсеры на всякий случай заменили Оплева на другого режиссера, Даниэля Альфредсона. Со сценаристами, операторами и монтажерами поступили так же. Впрочем, возможно, команду первой “Девушки” просто отправили на постпродакшн, пока группа Альфредсона снимала вторую и третью “Девушек”. Это выглядит логично, так как “Девушка с татуировкой дракона” – это одна история, происходящая в 2006 году, а “Девушка, которая играла с огнем” и “Девушка, которая разворошила осиное гнездо” (российский релиз этого фильма, как правильно подсказывают комментаторы, называется “Девушка, которая взрывала воздушные замки”) – другая история, которая происходит через год.
Кроме того, где-то по дороге решили, что сериал выпустить всегда успеется, а сначала надо пальнуть по кинотеатрам тремя блокбастерами (в каждом – по две серии, сокращенные до разумных размеров) подряд. К концу съемок третьего фильма в феврале 2009 года первый фильм уже вышел на шведские экраны. Весной 2009 года “Девушка с татуировкой дракона” махнула путешествовать по разным странам и фестивалям, да так, что “по сю пору остановиться не может”. Осенью того же года за ней отправились вторая и третья “Девушки”.
Сериал “Миллениум” вышел на шведском телевидении в 2010 году. Впрочем, телесериальная природа второй и третьей “Девушек”, несмотря на шумный успех в кино, никуда не делась. Такое впечатление, что, установка Оплева была на кинофильм, а Альфредсон строго ориентировался на ТВ. “Девушка с татуировкой дракона” – стопроцентное кино, динамичное и визуально большое, выпущенное, кстати, в широком формате. “Девушка, которая играла с огнем” и “Девушка, которая разворошила осиное гнездо” – телесериал в чистом виде, с картинкой 16х9. Статика, разговоры и несколько аккуратных драк.
Сила и слабость “Девушек” – в полном отсутствии подтекста, аллюзий и эзопова языка. Зрителю ничего не нужно “считывать”, все ясно, как день – герои вступают в конфронтацию с разными видами зла. В первом фильме они сталкиваются с махинациями бизнесменов, домашним насилием, нацистами и серийными маньяками. Во втором фильме наступает черед сутенерства, торговли женщинами “из России с любовью” и наркотиками, международного шпионажа и коррупции власти. Я уже трепетал, ожидая увидеть в третьем фильме дельцов от детской порнографии, и было обрадовался, когда речь пошла все о той же коррупции плюс о незаконных силовых структурах, но детской порнографии все равно досталось, а заодно отрикошетило в экстремистов.
“Девушка с татуировкой дракона” – самое киношное кино из всей трилогии, с настоящим киношным саспенсом и поворотами. Ну и, чем сложнее кино, тем проще в нем наделать дырок. Есть они и у “Девушки”, и не только для сережек в носу.
- Во-первых, завязка. Почему Вангер сделал именно такой вывод, когда начал получать по почте сушеные цветы?
- Во-вторых, фотоувеличение. Человек на групповом фото смотрит не в ту сторону и не с тем выражением лица. На любом групповом фото хотя бы один человек смотрит не в ту сторону и не с тем выражением лица, и без всяких последствий.
- В-третьих, девушка в окне. Что это за окно? В каком доме? Кто в нем живет? Кто в нем был в этот день?
Ну и, мой Бог, сколько же тут всего понамешано. Это уже всех трех фильмов касается. Превращение уличной мымры в раскрасавицу и обратно. Группа подозреваемых на изолированном острове. Фотоувеличение. Старый мерзавец-инвалид без кожи лица. Беготня с мобильником по вокзалу. Самовыкапывание из могилы. Несмываемое клеймо на теле негодяя (хорошо, что хоть не на лбу). Татуировка дракона (хорошо, что хоть не на маньяке). Безмолвный убийца-немец размером с шкаф-купе, которого ломом бей – без толку (хорошо, что хоть не австриец), с обязательными кошками-мышками по темным цехам завода.
И, в общем, все фильмы, конечно, держатся вот на ком:
Это она еще ничего выглядит, в некоторых сценах она вообще как Пол Стенли. Ее зовут Нуми Рапас, и на самом деле она такая:
Вся штука в том, что упомянутый Микаэль “Калле” Блюмквист – это лишь номинальный главный герой. Вся история “Девушек” выстроена вокруг абсолютно невозможной героини с обаянием ящерицы, красотой кошки сфинкс и четырехзначным IQ, которая ни с кем не разговаривает и всех презирает, прикуривает очередную сигарету от предыдущей (как сам покойный Стиг Ларссон), иногда спит с людьми обоего пола, а на удары судьбы отвечает ударами в пах. При этом она – положительный герой. То есть это такая роль, которую в принципе нельзя правдоподобно сыграть. И вот Нуми Рапас ее играет так, что вы вообще ни на секунду не вспоминаете о том, что на экране актриса. Вот героиня, и она такая, и все. А что еще фантастичнее – вы при этом забываете обращать внимание на всесокрушающую мораль и коктейль из любимых сцен мирового кино за последние сорок лет.
Неудивительно, что поклонники Рапас развернули большую кампанию за ее участие в голливудском римейке “Девушки с татуировкой дракона”. Но Финчер идет своим путем, то есть самым сложным. Римейк снимается в Швеции почти без шведов, зато с англичанами и американцами в ролях шведов. Девушкой с татуировкой дракона стала Руни Мара – она же Девушка, которая почти победила Фредди Крюгера и Девушка, которая послала подальше Марка Цукерберга. В общем, определенные заслуги у Руни есть, но сможет ли она заменить Нуми?
Калле-сыщика в оригинале сыграл Микаэль Нюквист – это шведский актер, омоложенной копией которого является Дэниел Крейг, который сейчас как раз и снимается у Финчера.
Римейк “Девушки, которая играла с огнем” уже заявлен. Финчеровская “Девушка с татуировкой дракона” выйдет в будущем году. А вот что написала мне читательница из Швеции:
Все три книги я читала запоем, фильмы же – на сильную троечку. Считаю что кинопроизводство в Швеции очень слабенькое, а фильмы держатся на артистке Нуми. Сама история из романов потрясла шведов, но русских не думаю, что заденет – детский сад, как вы называете...
Очень много шума было после смерти писателя, который писал книги в стол. Долго судились кто получит гонорар – его подруга (они не были зарегистрированы), которая "помогала" писать романы, или его папа, который не виделся и не знался с сыном.
А то что весь мир читает его романы – значит, что-то в них есть! Может быть, женский идеал? Сильной, умной, авантюрной, не сломанной жизнью женщины. Которую топтали - а она поднялась, и сверкает, как бриллиант!
А то, что американцы снимают фильм – это, конечно же, просто-напросто бизнес.
Ну, и несколько интересных фактов.
- Насчет дырок, которые в носу – они настоящие. В молодости Нуми Рапас играла в панк-рокерской группе.
- Немец-терминатор из второй и третьей “Девушек” – на его месте мог быть Дольф Лундгрен, его приглашали. Но у него, кажется, принцип – дома не работать.
- В эпизоде римейка, который снимается Финчером в Швеции, сыграла одна из дочерей Микаэля Нюквиста.
- Сам Нюквист сейчас снимается в четвертой “Миссии: невыполнимой”.