Третья попытка проникнуться симпатией к заслуженному режиссеру и шоураннеру Райану Мерфи, завершилась тем же результатом, что и две предыдущие: я продолжаю считать Мерфи тупым номенклатурщиком, знающим что подать, но не способным это приготовить. "Бег с ножницами", его дебют на большом экране, мне банально не пошел, показавшись истеричным и бестолковым. "Glee" сначала воодушевил, но быстро застрял в зубах. Шоу про детей-киборгов, способных на одну эмоцию (эмоция дается одна в руки на весь сезон, менять и добавлять запрещено), не спасли даже музыкальные номера, по которым стонет американская телеаудитория. (до "Частей тела" в свое время просто руки не дошли). И вот попытка номер три.
Героиня Джулии Робертс сначала плюет на мужа (Билли Крудап), потом на молодого любовника-актера (Джеймс Франко) и отправляется в Италию. Там она ест пасту и пиццу, смачно произносит итальянские фразы и учит жизни новую подругу-шведку. Потом медитирует в Индии, где встречает своего соотечественника (Ричард Дженкинс), и заканчивает на Бали в объятиях волоокого Хавьера Бардема.
Осведомлен, что в основу фильма положены путевые заметки Элизабет Гилберт, ставшие бестселлером, но отталкиваться от литературного первоисточника не получится по причине моего с ним незнакомства. Могу лишь констатировать, что Мерфи опять пролетел мимо меня (но не мимо кассы - кино хорошо прошло во всем мире).
Основные претензии к режиссеру:
1. Мерфи абсолютно не чувствует материал. Касается это всех без исключения составляющих конечного продукта. Кастинг идеален, но банален. Франко - это любовь, свечи, актерство. Дженкинс - умный американец+драматичный монолог. Бардем - тропики, яхта, любоффь. Кривизна в кастинге пошла бы этой истории только на пользу. То же касается и саундтрека, с которым я ознакомился значительно раньше, чем добрался до фильма. Отличная подборка, разношерстная, но легко представляемая в рамках одной мелодрамы. Но то, как банально Мерфи раскидывает ее по хронометражу, еще раз (после "Хора" доказывает, что музыкальный вкус у него очень и очень стандартный.
2. Мерфи не знает меры. Сделай каждую из трех остановок Джулии минут на 10 короче (и получив полуторачасовую картину), он бы точно не наступил бы на горло своей песни.
3. Мерфи - пластмассовый гей, чуждый эмоциям. Проблемы героини Робертс здесь прямые и понятные, но лишены всякого нерва. Мерфи говорит правильные слова, но читает их без выражения, как зазубренный урок. Претензию, возможно, следует переадресовать выше, к автору книги, но даже если роман такой же постный, покрути его, переверни, потряси,может что живое да и выскочит.
А так получается нечестно, что ли. Они плачут здесь все, а ты сидишь и согласно киваешь головой - правильно говорят, действительно жалко, что у них так все (не) сложилось. При этом все, что интересует создателей фильма - женская аудитория, как и детская, которой можно продать плохой мульт, не сильно требовательная, когда с экрана льется итальянская речь, или Джулия Робертс и Хавьер Бардем смотрят друг другу в глаза. Хотите географическую карамель - смотрите "Письма к Джульетте", там, по крайней мере, не стараются взять вес больше заявленного. Хотите драму, пусть даже "мело-", об упущенной жизни и красоте момента, не смотрите Райана Мерфи.