"ВАЛЕНТИНО" (1977)
В ролях: Рудольф Нуреев, Лесли Карон, Мишель Филлипс, Кэрол Кейн.

Я так понимаю, что это далеко не лучший фильм Рассела и далеко не лучшая его "дикая биография". О Расселе я знаю мало, только сейчас начал более вплотную знакомится с его фильмами. Но даже не зная того, что эта картина сделана им "на излете его своеобразной творческой манеры" (Сергей Кудрявцев), чувстсвуется какая-то изжитость, второсортность, затянутость.


"Биографическая" история об актере немого кино Рудольфе Валентино из серии о том как "пацан к успеху шел", рассказаная совершенно не-биографически (кредо Рассела), да еще и с субъективной позиции посторонних лиц, которые были с ним знакомы.
Руди постоянно пытался доказать всем и вся, что он настоящий - американец, мужчина, не-гомоссексуалист (Розовый цвет, которым дразнят Рудольфа Валентино, в английском языке является жаргонным обозначением гомосексуалистов вообще - как женщин, так и мужчин.), но, к сожалению, это оборачивается тем, что настоящим он так никогда не был и не стал, его мечта купить ферму для выращивания апельсин и перевезти туда маму так и не сбылась (перед смертью он окончательно выпускает из рук свою мечту). Жернова имиджевой индустрии перемалывают всех.
Валентино - звезда, которого обожествляли и готовы были съесть, разорвать на части, чтобы каждому достался кусок тела "господнего", все хотели причаститься. Его обожали и хотели убить. Его бывшая жена в своей провалившийся постановке отождетствляет Руди с распятым Христом.
"В Голливуде каждый день - это цирк" - один из главных лейтмотивов фильма. Актриса приходит почтить Валентино и после долгой речи падает в обморок. Журналисты не успевают это запечатлить и просят ее повторить. "Вы же хотите, чтобы ваша фотография попала на первую полосу газет?". Актриса охотно повторяет свой жест.
Все ненастоящее, искуственное, чрезмерное. Каждый хочет, чтобы его помнили и не забывали. Им всем мало 15ти минут под светом софитов.
Мы всегда будем больше любить "мертвых героев".

Балаганность происходящего и напыщенность действия мне чем-то напомнила Феллини. И тут я узнал, что Рассела неоднократно с ним сравнивали.
"Но встретились они лишь однажды, на итальянской киностудии. Режиссеры обменялись комплиментами, которые звучали примерно так: "Ба! Английский Федерико Феллини!" — "Ба! Итальянский Кен Рассел!"

"Другие ипостаси" (1980)
В ролях: Уильям Хёрт, Блэр Браун.

Вобщем интуиция меня не подвела. После исчерпывания своих фантазийных биографий о худжниках, музыкантах и актерах, и после "провала" фильма "Валентино", Рассел попытался влить в творчество свежей крови, с головой окунувшись в новый для себя жанр фантастики, мистики и хоррора, но при этом так и не оставив в покое людей искусства (Байрон, Шелли, Стокер, Уальд,Лоуренс, По).

Ученый Эдди Джессап проводит на себе эксперименты по сенсорной дипривации, проводя время в барокамере, изменяя свое сознание. Эдди распрощался с Богом после смерти своего отца и ушел в науку. Больше Иисус и святые к нему не являлись. Что же заставило видеть его снова?
Но теперь он явился распятым на кресте и с головой семиглазого барана, бога Амона, который в египетской мифологии считается богом жизни и воспроизведения. (некоторые почему-то считают Амона одной из ипостасей сатаны). Или же это распятый Иисус с головой Бафомета?



В следствии экспериментов по сенсорной депривации ученый узнает, что может найти истинную сущность человека, которая, как он считает, является реальной вещью, поддающейся исчислению и колличественному определению. Он истиный ученый и думает, что ее можно пощупать и воплотить. (такие же ученые как он, строят коллайдеры, пытаясь схватить жизнь за шкирку).
Теперь у Эдди великие планы - постичь первопричину всех вещей, найти свое первоначальное Я. Он отправляется к изолированному племени индейцев, чтобы попробовать священный гриб, который, якобы может ему помочь. Но мистики-индейцы насмеялись над ним, разыграли материалиста-гринго. Получив ураганный бэд-трип разачарованный ученый возвращается домой. Но надежда в нем все еще теплится...

Мне показалось, что для Рассела важнее иллюзии, аллюзии и метафоры сами по себе, чем то, что они значат. Как по мне, это подтверждает смазанная концовка, где главный смысл всего действия укладывается в несколько слов и пару минут. Когда Эдди осознает, что вернулся туда, где ничего нет. Где "ужасно" - как сказал когда-то ему отец. Он нашел только приходящую, постоянно меняющуюся истину, понял, что истинной сущности всех вещей не существует и главное - это человеческая жизнь. И теперь только любовь жены может спасти Эдди от небытия.... Мелодраматично? Да!
Но зато концовка дополняется прекрасными эффектами.



URL записи