Строб-эффект-это не только дискотека, но и полтора-два часа нового фильма Гаспара Ноэ И действительно, фильм перенасыщен различными цветовыми (или вернее сказать- световыми?) эффектами, погружающими зрителя в мир наркотической галлюцинации. Ноэ верен себе- он снова соврешает революцию, преподнося простую, в общем-то историю, совершенно новыми способами. По крайней мере я раньше такой подачи материала не встерчала. Вот, напрмер, камера "смотрит глазами героя", это нам знакомо и понятно, но ведь еще и используется этакое затемнение экрана, чтоб мы "моргали" вместе с тем, за кем, по идее, должны наблюдать. Я уже и не говорю о картинах дивной красоты, которые герой наблюдает во время "прихода". Не буду долго писать о том, что надо смотреть. При чем смотреть желательно в хорошем качестве и на большом экране - оно того стоит.
Фильм построен на нескольких планах, точнее, уровнях восприятия. Как ни странно, самое важное оказывается и самым простым по смыслу, но скрыто от зрителя за всеми этими наворотами с "Книгой мертвых", психоделикой и экспирементами по расширению сознания.
Мир вокруг Оскара-главного героя, чьими глазами мы его и воспринимаем, сплошная фикция, пустота. Город. по сюжету мы вроде бы понимаем, что это Токио, но никакими специфическими чертами это место не обладает, это просто модель Вселенной, в которой волей судьбы оказываются герои. Есть еще другая реальность, выглядящая более "живой"- воспоминания героя о детстве, мир в котором могла бы сложиться судьба героя. Могла бы.
Город вокруг Оскара и Линды населен типажами, а не живыми людьми. Есть три ключевых помещения, в которых развивается сюжет - квартира Оскара, про которую нельзя сказать чего-то определенного, так, типичная берлога молодого беспечного, захламленная, как и положено. Клуб "Пустота" - на темном фоне яркая неоновая вывеска. Клуб "SEX. MONEY. POWER", где работает Линда. (ну просто антитеза духа, а точнее, бездуховности- и бытия, не правда ли?)
Пустоту вокруг себя люди пытаются заполнить яркими неоновыми красками с помощью наркотиков, а, когда не получается, хотя бы просто вырвыться за пределы этого пустого существования, получить "внетелесный" опыт. Тут и появляется "книга мертвых", по которой потом и развивается весь сюжет. То есть порлет души идет по предсказанному сценарию - воспоминания из прошлой жизни, следование за близкими в прошлой жизни людьми, перерождение.
Если очистить фильм от всех этих зрелищных слоев (наркоэстетика, буддизм, метафизика), то в остатке окажется история о любви и преданности, простая, казалось бы. История любви, которая побеждает смерть. И мне кажется, это тоже новое слово в современном кинематографе, где любовь уже давно или убита "свинцовыми мерзостями человеческой жизни", или превратилась в слащавый штамп, который еще более разрушает само понятие.
Ну и еще раз - респект Гаспару Ноэ за техническую сторону вопроса Каждое движение камеры, каждый эффект каждая сцена - мастерски точны и выверены, но вместе с тем рождают ощущение настоящего непередаваемого потока сознания.

URL записи