А вот до «Чёрной кошки…» ровно за 10 лет Кустурица снял фильм «Время цыган». Получил за него Пальмовую ветвь Каннского фестиваля, как лучший режиссёр. И вот это совсем другая история: не смешно и даже не грустно; а драматично и жёстко, но художественно
и в какой-то степени мифологично. И Брегович здесь звучит пронзительно-печально.
Главные герои – цыгане, разумеется, и типажи подобраны похожие: добрая бабушка Хатиджа - целительница, то ли колдунья, то ли волшебница, её внук – Перхан - любимчик, внучка Даца, хромая. Есть бестолковый сын - Мерджан, дядя Перхана. Антураж: аккордеон в руках главного героя, быт довольно специфический, дома, даже не дома, а жилища какие-то невообразимые, и солнца в кадре мало. Фильм начинается со слякотной весны, коричневых луж и серого неба, свадьбы, где невеста колотит пьяного жениха, и это задаёт общее настроение.
Перхан обладает способностью взглядом передвигать предметы, что-то от бабушки ему досталось. Он беден, любимую не отдают за него её родители ни в какую, как бабушка не старалась за внука вступиться, и деньгами умасливала, и колдовскими проклятьями пугала. И Перхан отправляется с богатым успешным Ахметом, то ли цыганским бароном, то ли мафиози заработать деньги для себя, для любимой, для родных, построить дом "на итальянский манер" и ещё устроить сестрёнку в больницу в Люблянах, чтобы излечить её недуг. Всё рыдают, прощаясь. Бегут за машиной по дороге, и собаки с лаем дольше. «Люби меня как свои собственные глаза», - говорил он возлюбленной. У самого жестяная коробка со сладкими красными яблочками в дорогу, и солёные слёзы по щекам. Всё. Сладкая жизнь, хоть и бедная, с любящей бабушкой закончилась. А впереди слёзы ещё солонее и горше.
Из цыганского посёлка на окраине Сараево он попадает в цыганскую колонию в Италии.
И вот тут происходит всё не так, как обещал Ахмет, как представлял Перхан. Обман. Просто не укладывается в голове, как возможно такое. То есть бабка сына этого самого Ахмета от смертельного недуга спасает, денег не берёт, просит хромую внучку в больницу устроить. Ахмед обещает, но не исполняет обещанного, даже за спасённую жизнь сына. То есть никаких моральных ценностей. Ничего. Покупают и продают детей. Рабство, насилие. Рожают в поле, буквально, и умирают тут же. Жизнь в замкнутой среде со своей иерархией и законами существования, а порой выживания. Но Перхан усваивает законы этого мира. «После того, как я поймал на лжи самого себя, никому не верю!» Он изворотлив, жесток, умён и хитёр. Иначе не выкарабкаться из плена, не добраться до любимых, не спасти сестрёнку, попавшую в беду.
Фильм о пути главного героя от наивного влюблённого юноши, который разговаривал с индюшкой, играл грустные мелодии на аккордеоне, до мстительного жёсткого, с определённого момента, приемника Ахмета. О разочарованиях, о потерях. И возвращение безрадостное. И конец истории героя трагичный. И бабушка не ошиблась в своих предчувствиях. Но вместе с тем символичен последний эпизод с сыном Перхана, когда мальчишка крадёт золотые монетки. И как крадёт.
Не смотря на жёсткую, порой ужасающую абсурдностью действительность, фильм лиричен, сделан
с любовью, знанием темы и невероятной художественной выразительностью. Всё повествование наполнено красочными фантазиями и снами наяву, что придаёт мифическую окраску всему действию.
И музыка Бреговича, стилизованная под национальные мелодии, ведёт героя дорогой взросления, дорогой его непростой короткой жизни.
Некоторые факты:
- Сам Эмир Кустурица вырос на окраине Сараево, рядом с цыганским поселком. Приступил к съемкам этого фильма, когда ему было около 30 лет, долго снимал и монтировал, выпустил только в 1989 году.
- В оригинале название фильмы – «Дом для повешения», (оригинальное название всё-таки точнее международного, ассоциативно напоминая пословицу «в доме повешенного не говорят о верёвке», но для международного проката было взято название – «Время цыган».
- Существует телеверсия, продолжительностью 5 часов.
Подробная информация о фильме со статистикой перекрёстными ссылками здесь:
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/63782/
Скачать с дубляжом киностудии имени Горького 1991г. можно здесь:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2853320
В 2007 году Эмир Кусурица поставил на сцене "Опера Бастилия" панк-оперу "Время цыган" - римейк этого знаменитого фильма. Но если для картины музыку написал Горан Брегович, то опера — сочинение трех других музыкантов, в том числе и его сына Штрибора.
Материал на эту тему Газеты «Известия»: http://www.izvestia.ru/culture/article3105653/
и «Радио Свобода»: http://www.svobodanews.ru/content/article/402131.html
Этот фильм вспомнился мне в связи репортажами по каналу «Евроньюс» о программе Евросоюза, по поддержке и интеграции цыган в современное общество. Показали деревни в Румынии, где дома каменные, но недостроенные тех, кто на заработках, жалкие вагончики тех, кто не может уехать. Интервью брали у людей разных: парней, мужчин, женщин, вокруг много детей, малышни. Взрослые мужчины и молодые парни особенно рвутся во Францию, потому, что там хорошая одежда на помойках, ещё много батареек и алюминия там же, а женщине с ребёнком подают охотно. Так говорили высланные из Франции и готовые уехать назад. И это спустя 20 с лишним лет, как Кустурица снял свой фильм. Можно конечно, выделять миллионы Евро, если есть, почему не потратить на дело; говорить с пониманием о необходимости вести переговоры со странами, готовыми принять новых граждан и адаптировать их в социальную среду, но главный шаг, самый сложный и, кажется, невозможный это – вырваться из их мира. Хотя, нет, можно, но туда, где не требуются миллионы на интеграцию.