"Письма с Иводзимы" (США, 2006 г. Режиссёр: Клинт Иствуд)
На первый взгляд, этот фильм не хорош и не плох. Он не волнует, не воодушевляет и не огорчает. Как прозвучавшая в очередной раз старая истина, он напоминает. Люди воюют. На войне убивают. Человек может отдаться войне без остатка, а может тосковать по дому, из-под палки роя окопы. Чаще умирают рядовые, а не императоры и генералы. Но честные и храбрые полководцы иногда тоже погибают. Есть приказы, есть Родина, а есть жажда жизни и страх смерти. Кто услышал что-то новое? У кого вдруг открылись глаза? Давние, пахнущие порохом и кровью истины... Все было бы так, если бы не одно "но".
Этот фильм убаюкивает. Усни, прости, забудь... Все хотят жить, никто не хочет умирать. Общая беда, общая скорбь, общая боль... Тогда получите письмо из Шанхая, китайского Ковентри, разбомбленного летчиками "Империи восходящего солнца". Получите письмо из Манилы, сожженной "жемчужины Азии", по улицам которой в щеголеватых кепи и белых гетрах промаршировали "тоскующие по дому японские булочники". Получите весточку от наложниц-кореянок, "прикомандированных" к японским частям. И какие еще адреса будут значиться на письмах из чужих городов и стран, где дрались дивизии генерала, в 1945 встретившего смерть на Иводзиме?
Чтобы для одной из сторон война на излете вошла в "философско-трагедийную" фазу, показанную Клинтом Иствудом, война должна начаться. А точнее - войну должны начать. Войну в Азии и на Тихом океане начали японцы - не только император Хирохито, премьер Тодзио и адмирал Ямамото - многие, очень многие японцы. Иводзима, а до нее Мидуэй, после нее - Окинава, Хиросима и Нагасаки, - все это было потом. Прежде всего были Маньчжурия, Шанхай, Хасан, Халхин-Гол, Перл-Харбор... Можно простить, но можно ли забывать? Иствуд, мне кажется, близок к тому, чтобы сделать и то, и другое. Мы получили письма с Иводзимы. Их нужно внимательно прочесть, но зачитываться ими не следует. Есть иные адреса.