Фильм, который ставит вопросы и не даёт на них ответов.
Не скажу, что была в абсолютном восторге от "Чтеца". Роль у Файнса маленькая (для такого-то таланта), музыка не понравилась, с композицией нелады. Но при этом фильм более чем стоящий. Потому что задаёт важные вопросы.scio me nihil scire, я задал вам вопрос, люди двадцать первого века, думайте и помните о катастрофах прошлого.
Казалось бы, на тему Холокоста много снято, написано, сказано. Чего стоят те же "Список Шиндлера" и "Пианист". Ни в первом, ни во втором мы не увидим однобоко-плохих немцев и однобоко-несчастных евреев. Оба фильма показывают, что и среди немцев были хорошие люди. Оба фильма рвут сердца на части картинами того смутного времени.
Создатели "Чтеца" копнули глубже. Они перенесли время действия в послевоенную Германию. Вместе с героями мы проходим путь от пятидесятых годов до девяностых. Обеспечена связь эпох, взгляд на проблему дан через призму прошедших годов, глазами совершенно иного поколения. В результате пропущенный через эту призму луч распадается на множество лучей, и Холокост предстаёт перед нами в интерпретации множества людей.
С одной стороны - главный герой, представитель послевоенного поколения. С другой - Ханна Шмитц, видевшая всё своими глазами и принимавшая участие. По-своему оценивают те события одногруппники главного героя, его преподаватель, 2 еврейки, мать и дочь. Кто-то из этого множества героев чётко и твёрдо высказывает свою позицию, кто-то сомневается.
Сомневается и зритель. Ему сказали: смотри, вот одни, вот другие, и оба говорят справедливо. Разве не справедлив вопрос Ханны, заданный судье: "А что бы вы сделали на моём месте?" Разве не справедлива боль двух еврейских женщин? А теперь решай, думай, зритель, какую сторону принять, что сказать по этому поводу, кого приговорить к мукам адовым за содеянное, кого признать жертвой?
Главный герой сомневается до самого конца. Никаких открытых выводов о его мотивах и окончательном выборе мы в фильме не найдём, как и конкретного указания, что же нам, зрителям, теперь думать. События от общечеловеческих высот переходят в личный план и остаются там до самого приезда Михаэля Берга в Нью-Йорк.
Фильм как будто говорит:
Так что же вы думаете, друзья?