Все-таки любопытно смотреть, как одна и та же тема получает гениальное и вполне обыденное решение. Есть два фильма. "Дело вкуса" и "Дьявол носит "Prada". Они о разном, но и в том и в другом есть схожий момент - обычный человек попадает в непривычный для себя мир, и этот мир его завораживает. Тут-то и начинается самое интересное.
Бернард Рэпп ("Дело вкуса") восхитительно показывает метаморфозу, которая происходит с его героем. Затравка, на первый взгляд, простая. Фредерик Деломонт нанимает Николя Ривьера (в миру простого официанта) в качестве личного дегустатора и знакомит его со всеми прелестями богатой жизни. Николя эта жизнь нравится, но беда в том, что до того, как приобщиться к этому миру, он вместе со своими друзьями проповедовал свободу и посмеивался над богачами в туфлях от Гуччи. Что делает человек в такой ситуации? Сначала старается преуменьшить масштаб перемен и их значимость: "Эй, я все тот же простой парень, только денег у меня стало побольше!" Однако новая жизнь требует от него все больше поступаться свободой, а такая плата требует решительного оправдания новых ценностей. Друзья же (вполне оправданно) начинают критиковать Николя за то, что он отступается от прежних идеалов. Что делает человек в такой ситуации? Начинает отстаивать новые ценности: "Вы все просто неудачники и завидуете мне, моим деньгам, моему вкусу, моему новому образу жизни!" Все это показано безупречно точно, так все и бывает.
Иное дело "Дьявол носит "Prada". Казалось бы, та же история. Провинциальная девушка Андреа становится помощницей Миранды Пристли, редактора известнейшего журнала моды. Она вертится как белка в колесе, у нее нет ни одной свободной минуты, она занята только работой, и очень скоро это приводит к конфликтам с ее парнем и друзьями. Интересно тут вот что. Довольно быстро и парень и друзья начинают обвинять ее в том, что она изменилась и изменила своим прежним идеалам. Она на это робко бормочет: "Потерпите немного, мне тут годик продержаться только надо, а дальше сплошное счастье счастливое и открытые двери повсюду". Девушку можно понять. Хотя она стала носить модельные платья и туфли и разбираться в моде (профессиональная деформация, что поделаешь), но она никому не пытается доказать, что иначе и ходить нельзя и не пытается отмыть своего зачуханного парня. Больше того, она не только не пытается защищать мир большой моды от нападок своих друзей, но и свою журналистскую мечту, ради которой она во все это полезла, она не пытается отстаивать. Единственный человек, которого она готова защищать, это сама Миранда (надо сказать, что совершенно иначе, но под действие личности Деломонта попадает и Николя, но в "Дело вкуса" все намного круче, конечно).
Конечно, можно подозревать создателей "Дьявол носит "Prada" в фантастической хитроумности и полагать, что они сознательно заставили друзей Андреа обвинять ее во всякой ерунде, но упускать главное (в конце концов, в жизни люди весьма недальновидны), но почему-то думается, что упустили суть проблемы сами создатели фильма, и сняли одно, а проговорили другое, что, в общем-то, совсем не ново для третьесортных фильмов.
Бернард Рэпп ("Дело вкуса") восхитительно показывает метаморфозу, которая происходит с его героем. Затравка, на первый взгляд, простая. Фредерик Деломонт нанимает Николя Ривьера (в миру простого официанта) в качестве личного дегустатора и знакомит его со всеми прелестями богатой жизни. Николя эта жизнь нравится, но беда в том, что до того, как приобщиться к этому миру, он вместе со своими друзьями проповедовал свободу и посмеивался над богачами в туфлях от Гуччи. Что делает человек в такой ситуации? Сначала старается преуменьшить масштаб перемен и их значимость: "Эй, я все тот же простой парень, только денег у меня стало побольше!" Однако новая жизнь требует от него все больше поступаться свободой, а такая плата требует решительного оправдания новых ценностей. Друзья же (вполне оправданно) начинают критиковать Николя за то, что он отступается от прежних идеалов. Что делает человек в такой ситуации? Начинает отстаивать новые ценности: "Вы все просто неудачники и завидуете мне, моим деньгам, моему вкусу, моему новому образу жизни!" Все это показано безупречно точно, так все и бывает.
Иное дело "Дьявол носит "Prada". Казалось бы, та же история. Провинциальная девушка Андреа становится помощницей Миранды Пристли, редактора известнейшего журнала моды. Она вертится как белка в колесе, у нее нет ни одной свободной минуты, она занята только работой, и очень скоро это приводит к конфликтам с ее парнем и друзьями. Интересно тут вот что. Довольно быстро и парень и друзья начинают обвинять ее в том, что она изменилась и изменила своим прежним идеалам. Она на это робко бормочет: "Потерпите немного, мне тут годик продержаться только надо, а дальше сплошное счастье счастливое и открытые двери повсюду". Девушку можно понять. Хотя она стала носить модельные платья и туфли и разбираться в моде (профессиональная деформация, что поделаешь), но она никому не пытается доказать, что иначе и ходить нельзя и не пытается отмыть своего зачуханного парня. Больше того, она не только не пытается защищать мир большой моды от нападок своих друзей, но и свою журналистскую мечту, ради которой она во все это полезла, она не пытается отстаивать. Единственный человек, которого она готова защищать, это сама Миранда (надо сказать, что совершенно иначе, но под действие личности Деломонта попадает и Николя, но в "Дело вкуса" все намного круче, конечно).
Конечно, можно подозревать создателей "Дьявол носит "Prada" в фантастической хитроумности и полагать, что они сознательно заставили друзей Андреа обвинять ее во всякой ерунде, но упускать главное (в конце концов, в жизни люди весьма недальновидны), но почему-то думается, что упустили суть проблемы сами создатели фильма, и сняли одно, а проговорили другое, что, в общем-то, совсем не ново для третьесортных фильмов.